Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 82]

странного полузабытья-полусна.
В пейзажном финале голос автора звучит в полном соответствии с мироощущением связи человека с предыдущим поколением, единства человека и природы, человека и Высшего начала.
Подобное лирико-публицистическое размышление придает повествованию нравственнофилософскую обобщенность: «Есть, есть тот дивный свет и золотой цвет, тот воздух, та тишина, то спокойствие души, которое я видел и ощущал.
И так хочется туда войти и остаться там.
Но, видимо, еще
не нора.
Видимо, еще надо заслужить» [49; 63].
Для В.Н.
Крупина Дом это и село, где он родился, а значит, и люди, которые живут там.
«Я торопился на встречу с живой родней.
Родня великое слово! Да, родню нам дает судьба, друзей мы выбираем сами.
Но, как говорила мама: «Свой своему поневоле друг».
Вот эго «поневоле» с годами превращается в щемящую необходимость помнить о родне, вызывает в душе неистребимое чувство древней кровной связи.
И так защемит иногда сердце, что родни прежней остается все меньше и еще меньше ее нарождается» [43; 218].
В.Н.
Крупин, как писатель православный, создает образ Дома (своего села) с помощью героев, мыслящих и поступающих в соответствии с Божьим законом, в соответствии с той верой, которая наполняет их души и дает силы им жить.
Его герои доказывают то, что М.М.
Бахтин сформулировал как «принципиальную неравноценность я и другого с точки зрения христианской нравственности: нельзя любить себя, но должно любить другого, нельзя быть снисходительным к себе, но должно быть снисходительным к другому, вообще от всякого бремени должно освобождать другого и брать его на себя»
[84; 39].
«Слава Богу, я снова в Кильмези.
Сразу, конечно, к батюшке», так начинает автор повествование в рассказе «Золотые срубы».
Этот батюшка пострадал от
пожара, но откликнулись люди со всего света, посылали переводы на восстановление дома.
Однако вместо дома батюшка начал реставрировать церковь, закупил дерево для кладбищенской церкви во имя святого великомученика
Дмит80
[стр. 169]

откуюсь.
Многие другие цепи рвал, эти не порвать.
И нс пытаюсь, и счастлив, что они крепче железных.
Правда, крепче.
Детство сильнее всей остальной жизни»36.
Воспоминания о детстве, также связанные с праздником, находим в рассказе «Поздняя Пасха».
Описание душевного состояния автора основано на сопоставлении прошлого и настоящего, подобные авторские экскурсы в прошлое своих героев (или в прошлое страны) имеют публицистическую направленность.
«Когда я был маленьким, то были большие гонения на Православие.
Но все равно день Пасхи был очень радостным», — начинает повествование автор.
Это упоминание детства помогает ярче показать эволюцию мироощущения автора.
Размышления героя-рассказчика завершаются описанием его состояния странного полузабытья-полусна.
В пейзажном финале голос автора звучит в полном соответствии с мироощущением связи человека с предыдущим поколением, единства человека и природы, человека и Высшего начала.
Подобное лирико-публицистическое размышление придает повествованию нравственно-философскую обобщенность: «Есть, есть тот дивный свет и золотой цвет, тот воздух, та тишина, то спокойствие души, которое я видел и ощущал.
И так хочется туда войти и остаться там.
Но, видимо, еще
нс нора.
Видимо, еще надо заслужить»37.
Для В.
Крупина Дом эго и село, где он родился, а значит, и люди, которые живут там.
В.
Круиин, как писатель православный, создает образ Дома (своей деревни) с помощью героев, мыслящих и поступающих в соответствии с Божьим законом, в соответствии с той верой, которая наполняет их души и дает силы им жить.
Его герои доказывают то, что М.
Бахтин сформулировал как «принципиальную неравноценность я и другого с точки зрения христианской нравственности: нельзя любить себя, но должно любить другого, нельзя быть снисходительным к себе, но должно быть снисходительным к другому, вообще от всякого бремени должно освобождать другого и брать его на себя»38.

«Слава Богу, я снова в Кильмези.
Сразу, конечно, к батюшке», так начинает автор повествование в рассказе «Золотые срубы».
Этот батюшка пострадал от
пожа36 Крупиц В.Н.
Бумажные цепи /В.
Крупим //Рассказы последнего времени.
М.: Глобус, 2001.
С.
137.
33 Крупии В.Н.
Поздняя Пасха /В.
Крупин //Рассказы последнего времени.
М.: Глобус, 2001.
— С.63.
38 Бахтин А/.
Эстетика словесного творчества /М.
Бахтин.
М„ 1986.
С.39.


[стр.,170]

ра, но откликнулись люди со всего света, посылали переводы на восстановления дома.
Однако вместо дома батюшка начал реставрировать церковь, закупил дерево для кладбищенской церкви во имя святого великомученика
Димитрия Солуиского.
Свой поступок батюшка объяснил так: «А знаешь, чего я заметил за долгие годы.
...Вот если ты будешь прежде всего все для церкви делать, то твое личное тоже сделается.
Само собой сделается»39.
Образ пожара, невольно возникающий в сознании при чтении этого рассказа, а также предваряющей его миниатюры «В свете пламени40», заключает в себе аллюзию на одноименную повесть В.
Распутина.
Хотя пожар на самом деле случился в доме батюшки (об этом нам говорят послесловия к рассказам, первоначально опубликованным на страницах периодического издания, где в одном дается адрес, куда посылать помощь, а в другом благодарность людям за эту помощь), В.
Крупин увидел в этой истории нечто большее.
Известно, что пожар в литературе образ символичный, об этом много написано.
Но в жизни язя православного человека пожар также имеет глубинный, потаенный смысл, поэтому в нем писатель видит, с одной стороны, «милость Божию к отцу Александру и его семейству» (с точки зрения христианина, «кого Бог любит, того и наказывает»).
С другой стороны, этот пожар «был как испытание нашего милосердия, проверка нашего сострадания к чужой беде.
Беда не оказалась чужой.
Мы имеем единое сердце, единую нервную систему.
Кому-то больно больно и всем.
Так всегда было и, дай Бог, будет в России»41.
Именно это единое сердце связывает писателя с земляками.
Дом, малая родина для В.
Крупнна это и вся Вятская земля.
Множество произведений посвящено Вятке рассказов, очерков, повестей, дневников...
«Нс странно ли, скоро двадцать лет в Москве, а все как в гостях.
«Еду домой», вот как хотел начать это письмо, которое нс утерпел писать, привыкнув за это время к ним.
Домой? И здесь дом.
Так и живу нараскорячку», эта цитата из повести в письмах «Сороковой день» передает состояние человека, которому хорошо знакомо ощущение постоянной связи с родительским домом, со своими корнями даже после переезда.
39 Крупип В, Золотые срубы /В.
Крупин //Вера.
— Сыктывкар.
2002.Июль.
Вып.1.
-№417.
40 Крупин В.
В свете пламени /В.
Крупин //Вера.
Сыктывкар.
2002.
— Фев.
Вып.
2.
-№407.
41 Там же.

[Back]