Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 85]

Зимой купель промерзает, но источник все льется и льется.
<...> Пусто зимой в селе, заснеженно, просторно» [20; 123].Повествование автора неторопливо, эмоционально.
Наблюдается предельная правдивость изображения, поэтому налицо очерковые признаки.
«
Даже и старухи эти, что стоят на службе в церкви и ходят за водой, не местные, а из районного центра, приезжают на автобусе, который ходит два раза в день, а иногда ни разу.
Но в праздники ходит» [20; 123].
В.Н.
Крупин как бы настраивает читателей на определенное восприятие текста, плавно подводя их к описанию службы, к рассказам батюшки.
Основная авторская мысль находит выражение в проповеди батюшки, чем
создается нравственно-философское обобщение: «...и каждому, и всем нам дается время на покаяние.
Долготерпелив, милостив Господь, не до конца прогневается, говорят святые отцы, но мы-то, грешные, доколе будем полнить чашу греховную, доколе? Ведь уже через край льется...»
[20; 127].
Пейзажный зачин и пейзажный финал признаки кольцевой композиции рассказа.
Но финал открыт: «Слышно, как потрескивают свечи.
Звонят колокола.
В морозном солнечном воздухе звуки их чисты и слышны далеко окрест»
[20; 127].
Действие из церкви как будто переносится вместе со звуками колоколов «далеко окрест», но слышат ли там слова батюшки?
Открытые финалы одна из особенностей рассказов В.Н.
Крупина, причем их чаще всего отличает особая лиричность, проникновенность.
Рассматривая
подробно образ Дома в творчестве В.Н.
Крупина, можно представить художественное пространство рассказов писателя в виде своеобразной «иерархии», где наглядно проступает взаимосвязанность и взаимообусловленность всех «уровней» понятия: «Россия» (соотечественники) «Вятка» (земляки) «Родное село» (односельчане) «Семья» (корни) 83
[стр. 171]

Однако автора объединяет с Вяткой не только место рождения, но и, что не менее важно, родство духовное.
Неслучайно особо дорога писателю святыни родной земли.
Одной из таких святынь является с.Великорецкое, знаменитое обретением здесь чудотворной иконы святителя Николая в 1383 году и Великорецким крестным ходом в честь нее (в первой главе настоящего исследования мы уже немного говорили об этом явлении и отражении его в творчестве писателя).
В рассказе «Зимние ступени» писатель показывает нам обычную жизнь обычных жителей с.Великорецкое.
Публицистическое начало в рассказе проявляется через включение в повествование «географического» и «исторического» экскурса: Великорецкое это именно то село, где шестьсот лег назад явилась чудотворная икона святителя Николая.
Пейзаж, открывающийся герою-рассказчику с горы, «на которой стояла сосна с иконой», великолепен.
Повествование автора неторопливо, но довольно эмоционально.
Наблюдается предельная правдивость изображения, поэтому налицо очерковые признаки.

В.
Крупин как бы настраивает читателей на определенное восприятие текста, плавно подводя их к описанию службы, к рассказам батюшки.
Основная авторская мысль находит выражение в проповеди батюшки, чем
создастся нравственно-философское обобщение: «...и каждому, и всем нам дастся время па покаяние.
Долготерпелив, милостив Господь, не до конца прогневается, говорят святые отцы, но мы-то, грешные, доколе будем полнить чашу греховную, доколе? Ведь уже через край льется...»42.

Пейзажный зачин и пейзажный финал признаки кольцевой композиции рассказа.
Но финал открыт: «Слышно, как потрескивают свечи.
Звонят колокола.
В морозном солнечном воздухе звуки их чисты и слышны далеко окрест»43.

Действие из церкви как будто переносится вместе со звуками колоколов «далеко окрест», но слышат ли там слова батюшки?
Финал рассказа «Зимние ступени» напомнил завершающие строки рассказа Б.
Екимова «Старик и Чуря»: «Легкий звон над водой, над зеленыо и цветеньем, над весенним разбуженным миром.
Звон праздничный, будто церковный.
Ведь и есть праздник Пасха, Христово Воскресенье.
Но в станице церковь давно порушена.
В 42 Крупиы В.Н.
Зимние сту пени /В.
Крупин //Рассказы последнего времени.-М.: Глобус, 2001.
С.127.
4) Там же.-С.
127.


[стр.,172]

поселке нет колоколов, даже вокзальный убрали.
До церквей далеко.
Но звонит; еле слышно, но явственно, и плывет над водой весть благая хрустальный серебряный звон светлый праздник: земли и души воскресенье»44.
Открытые финалы это одна из особенностей прозы Б.
Екимова, причем их всегда отличает особая лиричность, проникновенность.
Рассматривая
же (более подробно, чем в настоящем исследовании) образ Дома в творчестве Б.
Екимова, М.Мокрова определила его многозначность: «Семантика Дома в творчестве Б.
Екимова многозначна: Дом как изба, хата, подворье, более широкое значение родной хутор и, наконец, весь Донской край.
Таким образом, художественное пространство рассказов Екимова можно представить в виде своеобразной «пирамиды», где наглядно проступает взаимосвязанность и взаимообусловленность всех «уровней» понятия: «Дом» «Хутор» «Донской край».
При этом географическая точность, конкретность места действия — хутора Вихляевский, Мочаев, Малые Сокари, Большие Сокари, Дербень и др.
служит основой для создания обобщенного образа малой Родины в творчестве писателя»45.
Принимая во внимание логику такой схемы, можно также представить семантику образа Дома в творчестве В.
Крупина в виде пирамиды.
«Семья» (корни) «Родное село» (односельчане) «Вятка» (земляки) «Россия» (соотечественники).
Первоначальное значение Дома для В.
Крупина это семья.
Это не только члены настоящей семьи, а также многочисленные родственные связи, но и в первую очередь представители предшествующих поколений, «корни».
Их образ всегда хранится в воспоминаниях автора, в крестьянском быте, в народной мудрости...
Далее «Дом» В.
Крупина можно соотнести с родным селом, а именно с теми людьми, которые его населяют.
Духовное родство, единение постоянно обнаруживает 44 Екичов Б.П.
Сочинения: В 3 т.
/Б.П.
Екимов.
Волгоград: Гос.
учрежд.
«Издатель», 2000.
Т.2.
С.134.
45 Мокрова М.В.
Жанр рассказа в творчестве Б.
Екимова: традиции и новаторство: Дне.
...каид.
филол.
наук /М.В.
Мокрова.
Волгоград: ВГПУ, 2003.
С.39.

[Back]