Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 87]

тыни.
Именно через соприкосновение со святынями, по мысли В.Н.
Крупина, происходит познание России: «Если я хоть мало-мальский писатель, должен же я говорить о том, что спасает нас.
Это главное.
Спасает Родина.

Мы это слово всегда пишем с большой буквы.
...И ничего во мне
не изменилось за пятьдесят лет, я снова и снова пишу о Родине.
Господь
хранит Россию, мы в России»
[11].Таким образом, тема Дома является одной из основных тем в творчестве писателя.
ДОМ у В.Н.
Крупина понятие духовное, вбирающее в себя, прежде всего, духовные отношения со всей семьей, с односельчанами, земляками и соотечественниками.
Следовательно, образ малой родины, образ Дома выступает в рассказах В.Н.
Крупина как константа художественною мира писателя.
Для писателя важна мысль о неразрывной связи человека со своим домом, со своими корнями, поэтому во многих произведениях В.Н.
Крупин постоянно возвращается в родной, близкий сердцу край детства, к своим истокам.
С образом Дома тесно связана и тема детства.
При рассмотрении проблемно-тематического пространства прозы
В.Н.Крупина, одной из интересных, на наш взгляд, является тема детства и, соответственно, образ ребенка в рассказах В.Н.
Крупина.
Русская литература всегда проявляла интерес к миру детства (вспомним, например, автобиографические повести Л.Н.
Толстого «Детство», Н.Г.
ГаринаМихайловского «Детство Темы»,
С/Г.
Аксакова «Детские годы Багрова-внука», произведения о детях Н.А.
Некрасова «Крестьянские дети», И.С.
Тургенева «Бежин луг», В.Г.

Короленко «Дети подземелья», А.II.
Толстого «Детство Никиты», рассказы «Васюткино озеро» В.П.
Астафьева, «Уроки французского» В.Г.
Распутина, замечательные образцы детской литературы Н.Н.
Носова,
ВЛО.
Драгунского), поэтому обращение писателя к этой теме вполне закономерно.
Вечные вопросы рассматриваются автором в русле православной традиции и народного уклада жизни.
Детство для В.Н.
Крупина время поиска идеала.
Заметим кстати, что детьми герой этого писателя бывает вознагражден, от85
[стр. 39]

пристрастиях журналиста.
Так, например, всем читателям «Комсомольской правды» известна преданность постоянного автора рубрики «Окно в природу» В.
Пескова теме природы, Я.
Голованова космической теме; у бывшего обозревателя «Литературной газеты» А.Рубинова излюбленной темой была «город и горожане».
Таких примеров можно привести множество.
В рамках нашего исследования мы решили определить, каковы тематические ориентации Владимира Крупина как публициста и как это влияет на выражение мировоззренческих взглядов автора.
Наверное, нс будет большим преувеличением сказать, что все публицистическое творчество В.
Крупина объединено общей идеей возрождением духовности и нравственности России.
И потому основными проблемами, к которым он постоянно обращается на протяжении многих лет, выступают проблемы исторического прошлого, ответственности за настоящее, а также проблема нахождения возможных путей духовного возрождения России в будущем.
Рассмотрение этих проблем происходит при обращении писателя к самым разнообразным темам.
У истоков их-тема «малой родины».
Нужно сказать, что ранняя публицистика В.
Крупина не только не исследована, но даже не учтена.
Отчасти мы попытаемся восстановить этот пробел, систематически представив и в русле поднятых проблем осмыслив публицистический материал раннего творчества Владимира Крупина.
О чем бы ни писал автор, его мысли возвращаются к его малой родине к селу Кильмезь, к Вятке, к России и ее историческому опыту, к ее духовным основам: «Уже одного осознания, что я в доме детства, отрочества, юности, хватает для ликования души.
Но это осознание и есть моя работа.
Если я хоть мало-мальски писатель, должен же я говорить о том, что спасает нас.
Это главное.
Спасает Родина.<...>
И ничего во мне не изменилось за пятьдесят лет, я снова и снова пишу о Родине.
Господь хранит Россию, мы в России»79.

Не секрет, что жизнь и история родного края, родной земли всегда волнует писателей и накладывает отпечаток на формирование их личности и, соответственно, на их творчество.
В литературоведении даже существует мнение, что биографическая 79 Крупии В Н.
Родные половицы: Дневниковые записи давние и современные /В.
Крупин //Роман-журнал XXI век.-2001.-№8.-022.


[стр.,173]

писатель со своими земляками-вятичами.
Особо дороги автору самобытный вятский характер, яркая история края, его природа, его святыни.
А через соприкосновения со святынями, по мысли В.
Крупина, происходит познание России: «Если я хоть маломальский писатель, должен же я говорить о том, что спасает нас.
Это главное.
Спасает Родина.
Мы это слово всегда пишем с большой буквы.
...И ничего во мне
нс изменилось за пятьдесят лет, я снова и снова пишу о Родине.
Господь
храпит Россию, мы в России»46.
Таким образом, тема Дома является одной из основных в творчестве и Б.
Екимова, и В.
Крупина.
Но если у Екимова ДОМ выражается в конкретных и «географических» понятиях дом, хутор, Донской край, то у Крупина ДОМ понятие более духовное, вбирающее в себя прежде всего духовные отношения со своей семьей, с односельчанами, земляками и соотечественниками.
Главным средством характеристики героя Б.
Екимова является его психологический портрет, его поступки и действия, основанные на ситуации нравственного выбора.
Средства В.
Крупина выразительные ресурсы публицистического стиля: зачастую бессюжетное повествование, основанное на метких и колоритных зарисовках характеров и ситуаций; повествование от первого лица; географические и исторические экскурсы; экскурсы в прошлое героев; воспоминания; убеждения; повышенная эмоциональность; намеренная заостренность волнующих писателя вопросов и публицистические по духу выводы.
И все же обоих писателей, при всем их различии, объединяет идея о неразрывной связи человека со своим домом, со своими корнями, поэтому в своих произведениях писатели постоянно возвращаются в родной, близкий сердцу край детства, к своим истокам.
3.2.
Тема детства При рассмотрении проблемно-тематического пространства прозы
Б.
Екимова и В.
Крупина обнаруживаются и другие темы, объединяющие их: очевидно, сама жизнь диктует писателям одинаковые темы и образы, что, однако, не исключает различных подходов к их творческому воплощению.
46 Крупиц В.II.
Родные половицы: Дневниковые записи давние и современные /В.
Крупиц //Роман-журнал XXI век.-2001.№8.-С.22.


[стр.,174]

Одной из интересных, на наш взгляд, является тема детства и, соответственно, образ ребенка в прозе Б.
Екимова и В.
Крупина.
Русская литература всегда проявляла интерес к миру детства (вспомним, например, автобиографические повести Л.Н.Толстого «Детство», Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы»,
С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука», произведения о детях Н.Некрасова («Крестьянские дети»), И.С.Тургенева («Бежин луг»), В.Г.Королеико («Дети подземелья»), замечательные образцы детской литературы Н.Н.Носова, В.Ю.Драгунского, В.П.Крапивина и др.), поэтому обращение интересующих нас авторов к этой теме вполне закономерно.
Образ ребенка в прозе Б.
Екимова это образ «светлого» человечка, в душе которого автор находит редкие для современного человека качества милосердие, доброту, понимание, душевное тепло.
Автор обращает внимание на изначальную неиспорченность души ребенка, а также способность ребенка врачевать души взрослых.
Так, например, в рассказе «Некому посидеть со старухой» Петя пожалел одинокую и страдающую от этого одиночества бабу Мопо.
В рассказе «Ночь исцеления» маленький Гриша нашел единственное спасительное лекарство для бабы Дуни доброе слово.
Эго «странное» лекарство помогло исцелить «странную» болезнь бабушки, боль ее души.
М.В.
Мокрова, анализируя этот рассказ, отмечает: «Гриша в буквальном смысле взял бабушкину боль на себя, его состояние подобно катарсису очищению через страдание.
Оказывается, лучшее и единственное лекарство от душевных недугов это любовь и сострадание близких.
Решение, принятое мальчиком (финальные строки рассказа), воспринимается как своеобразный духовный завет писателя всем нам: «Нужно делать и молчать, и придет исцеление»47.
Б.
Екимов предлагает также своим маленьким героям ситуации нравственного выбора.
Так, в рассказе «Фстисыч» дсвятилстнему мальчику Якову предстояло решить: уехать ему из родного хутора, чтобы продолжить обучение в районной школе, либо остаться в родном селе, где дома в его помощи нуждается мать и младшая сестренка, а в школе малыши, за которых он чувствует себя ответственным после смерти учительницы.
47 Мокрова М.В.
Жанр рассказа в творчестве Б.
Екимова: традиции и новаторство: Дне.
...капа, фнлол.
наук /М.В.
Мокрова.
Волгоград: ВГПУ, 2003.
С.72.

[Back]