Мы отмечали близость публицистического и художественного наследия писателя, поэтому не случайно многие образы (в т.ч. детские) и идеи, воплощенные в литературном творчестве В.Н. Кручина, первоначально были намечены и обозначены в его дневниках. Например, на страницах дневника «Родные половицы» мы встречаемся со своеобразными характерами героев-мальчишек, друзей писателя: У каждого из мальчишек нелегкая судьба (чаще всего но вине родителей), но они добрые, честные, доверчивые. «Все крещеные. Миша давно. Сережа и Дима недавно, а Роман только что. <...> У кого даже и мать пьет. У кого даже и отец в тюрьме. Радуются любому поводу засмеяться» [53; 25]. В.Н. Крупин зовет их «мои писатели», так как все они попробовали взяться за перо. «Да, так бы мне писать со вскрикиваниями, с возгласами сожаления, с кряхтеньем, с почесыванием затылка и макушки, с замиранием занесенной над листом руки и резким ее опусканием, похожим на удар остроги в добычу» [53; 23 ]. В этих незамысловатых сочинениях мальчишки описывают свою жизнь, свои переживания, свои радости и печали. Самый душераздирающий рассказ получился у Миши. «Мое счастливое детство. Я родился в детском роддоме. Моя родина Килъмезь. Я маленький ездил купаться с мамой и папой. Это было очень редко» [53; 24]. Но главное, в чем видит писатель особый смысл, им всем не хватает родительской любви, ласки, особенно отцовской: «Думаю, что мальчишки тянутся ко мне не только из-за того, что у меня чай с пряниками, даже не от того, что усаживаю их за стол, от того, что фактически они все без отцов. У Димы и Сережи отец повесился. У Миши в тюрьме. А Паша вообще живет с мачехой. Часто даже нс знает, где будет сегодня ночевать» [53; 25]. Поднимая проблему безотцовщины в дневниках, писатель обращается к ней и в прозе. Рассказ «Первая исповедь» начинается так: «В Сережином классе у многих ребят не было отцов. То есть они были живы, но жили отдельно. Кто сидел в тюрьме, кто куда-то уехал и не оставил адреса. Сережин отец приходил раз в месяц и приносил подарки» [44; 63]. Мальчик любит папу и очень хочет 87 |
Если Б. Екимов говорит о страданиях (может быть, неосознанных) ребенка по вине или безответственности взрослых, то В. Крупин видит в этом несколько другую причину. В его дневниковых записях мы находим сокровенную мысль: «Милые дети, как они страдают за невоцерковленных взрослых, особенно учителей»50. Поэтому, на наш взгляд, обращение В. Крупина к теме детства обусловлено и повышенным вниманием писателя к вопросам воспитания и становления внутреннего мира ребенка, что находит воплощение и в его публицистике (см. Гл. 1 настоящего исследования), и в многолетней педагогической деятельности. В этой связи необходимо напомнить, что писатель много внимания уделяет чтению детей. В статье «Волшебная сила» он говорит о том, что через литературу детям должна быть привита любовь к родному слову, к языку, а главное умение вдумчиво читать. Но прививать эту любовь нужно с самого раннего детства. Отсутствие православной литературы для самых маленьких побудило писателя к созданию в качестве материала для обучения «Православной азбуки для дегей». Задачу этой азбуки писатель видит не в том, чтобы обучить грамотности, а в том, чтобы воцерковить, причем и детей, и родителей. В ней каждая буква трехсоставная: для чтения, для разговора на тему и для запоминания, например, поговорок. На каждую букву разные загадки, поговорки, истории. Некоторые истории и поговорки В. Крупин сочинил сам, они начинаются каким-либо воспоминанием: «Помню, я был маленьким...» Остальное же плод многовековой народной мудрости, которую, к сожалению, современные дети понимают уже с трудом. Мы отмечали близость публицистического и художественного наследия писателя, поэтому не случайно многие образы (в т.ч. детские) и идеи, воплощенные в литературном творчестве В. Крупина, первоначально были намечены и обозначены в его дневниках. Например, на страницах дневника «Родные половицы» мы встречаемся с интересными мальчишками, друзьями писателя: «Все крещеные. Миша давно, Сережа и Дима недавно, а Роман только что. <...> У кого даже и мать пьет. У кого даже и отец в тюрьме. Радуются любому поводу засмеяться». В. Крупин зовет их «мои писа50 Крупин В.Н. Родные половицы: дневниковые записи... давние и современные /В. Крупин //Роман-журнал XXI век.-200!.-№8.-С. 28. тели», т.к. все они попробовали взяться за перо. В этих незамысловатых сочинениях мальчишки описывают свою жизнь, свои переживания, свои радости и горести. Но главное, в чем видит писатель особый смысл, им всем не хватает родительской любви, ласки, особенно отцовской: «Думаю, что мальчишки тянутся ко мне нс только из-за того, что у меня чай с пряниками, даже не от того, что усаживаю их за стол, от того, что фактически они все без отцов. У Димы и Сережи отец повесился, у Миши в тюрьме. Л Паша вообще живет с мачехой. Часто даже не знает, где будет сегодня ночевать»51. Поднимая проблему безотцовщины в дневниках, Крупиц обращается к ней и в прозе. Рассказ «Первая исповедь» начинается так: «В Сережином классе у многих ребят не было отцов. То есть они были живы, но жили отдельно. Кто сидел в тюрьме, кто куда-то уехал и не оставил адреса. Сережин отец приходил раз в месяц и приносил подарки»52. Сережа любит папу и очень хочет жить вместе, всей семьей. Боль своего маленького сердечка мальчик доверяет батюшке на исповеди: «Батюшка, а как молиться, чтобы папа стал с нами все время жить?» Нс случайно главный герой рассказа просит совета у батюшки. В. Крупин, как православный писатель, обращаясь к теме детства, продолжает традицию литературы XIX века показывает героя-рсбенка через осмысление им реалий православного мира. Для автора важно показать, что воцерковленность ребенка зависит от воцерковленности родителей. Сережина мама прививает мальчику любовь к церкви, она дает ему первые уроки духовной жизни: не осуждай, нс спорь, не ленись... С особой любовью воссозданы у Крупица таинства подготовки к исповеди, сама исповедь и причастие. Словно образец для читателей, приводится список грехов маленькой девочки: «Ленилась идти в детсад за братом. Ленилась мыть посуду. Ленилась учить уроки. В пятницу выпила молока»53. Основная же мысль рассказа заключается (как нередко бывает у В. Крупица) в словах церковнослужителя: «Молись, милое дитятко, молись своим сердечком. Господь даст по вере и молитвам»54. Вознаграждением за Сережину молитву был неожиданный звонок папы и его обещание скоро прийти. 51 Крупиц В.Н. Родные половицы: дневниковые записи... давние и современные /В. Крупин //Роман-журнал XXI век.-2001.-№8.-С.25. 52 Крупин В.Н. Первая исповедь /В. Крупин //Рассказы последнего времени. М.:Глобус, 2001. С.63. 51 Там же. -С.64. 54 Там же. 177 |