жить вместе, всей семьей. Боль своего маленького сердечка мальчик доверяет батюшке на исповеди: «Батюшка, а как молиться, чтобы пагга стал с нами все время жить?» Молись, милое, дитятко, молись своим сердечком, Господь даст по вере и молитвам [44; 64]. Писатель вводит в текст рассказа молитву мальчика, так как «молитва просьба, прошение. Корень этого слова (молит) (лат. тоНге означает умягчить) указывает на то, что молитва есть средство к умягчению разгневанного неба» [276]. Бще до пришествия Спасителя, во время после первого изгнания, были установлены обязательные правила для совершения молитвы, в частности, были установлены часы, в которые молитва должна была совершаться. Молитва состоит из «призывания», прошений и славословия. Причем прошению придавалось таинственное значение: просить допустимо было только крещеным, верным... Не случайно главный герой рассказа просит совета у батюшки. В.Н. Крупин как православный писатель, обращаясь к теме детства, продолжает традицию литературы XIX века показывает героя-рсбенка через осмысление им реалий православного мира. Для автора важно показать, что воцерковленность ребенка зависит от воцерковленности родителей. Сережина мама прививает мальчику любовь к церкви, она дает ему первые уроки духовной жизни: не осуждай, не спорь, не ленись.... «Даже если бабушка и не права, нельзя осуждать. Она же пожилой человек. Ты доживешь до ее лет, еще неизвестно, каким будешь» [44; 64]. С особой любовью воссозданы у В.Н. Крупина таинства подготовки к исповеди, сама исповедь и причастие. Словно образец для читателей, приводится список грехов маленькой девочки: «Ленилась идти в детсад за братом. Ленилась мыть посуду. Ленилась учить уроки. В пятницу выпила молока» [44; 64]. Основная мысль рассказа заключается (как нередко бывает у В.Н. Крупина) в словах церковнослужителя: «Молись, милое дитятко, молись своим сербе |
тели», т.к. все они попробовали взяться за перо. В этих незамысловатых сочинениях мальчишки описывают свою жизнь, свои переживания, свои радости и горести. Но главное, в чем видит писатель особый смысл, им всем не хватает родительской любви, ласки, особенно отцовской: «Думаю, что мальчишки тянутся ко мне нс только из-за того, что у меня чай с пряниками, даже не от того, что усаживаю их за стол, от того, что фактически они все без отцов. У Димы и Сережи отец повесился, у Миши в тюрьме. Л Паша вообще живет с мачехой. Часто даже не знает, где будет сегодня ночевать»51. Поднимая проблему безотцовщины в дневниках, Крупиц обращается к ней и в прозе. Рассказ «Первая исповедь» начинается так: «В Сережином классе у многих ребят не было отцов. То есть они были живы, но жили отдельно. Кто сидел в тюрьме, кто куда-то уехал и не оставил адреса. Сережин отец приходил раз в месяц и приносил подарки»52. Сережа любит папу и очень хочет жить вместе, всей семьей. Боль своего маленького сердечка мальчик доверяет батюшке на исповеди: «Батюшка, а как молиться, чтобы папа стал с нами все время жить?» Нс случайно главный герой рассказа просит совета у батюшки. В. Крупин, как православный писатель, обращаясь к теме детства, продолжает традицию литературы XIX века показывает героя-рсбенка через осмысление им реалий православного мира. Для автора важно показать, что воцерковленность ребенка зависит от воцерковленности родителей. Сережина мама прививает мальчику любовь к церкви, она дает ему первые уроки духовной жизни: не осуждай, нс спорь, не ленись... С особой любовью воссозданы у Крупица таинства подготовки к исповеди, сама исповедь и причастие. Словно образец для читателей, приводится список грехов маленькой девочки: «Ленилась идти в детсад за братом. Ленилась мыть посуду. Ленилась учить уроки. В пятницу выпила молока»53. Основная же мысль рассказа заключается (как нередко бывает у В. Крупица) в словах церковнослужителя: «Молись, милое дитятко, молись своим сердечком. Господь даст по вере и молитвам»54. Вознаграждением за Сережину молитву был неожиданный звонок папы и его обещание скоро прийти. 51 Крупиц В.Н. Родные половицы: дневниковые записи... давние и современные /В. Крупин //Роман-журнал XXI век.-2001.-№8.-С.25. 52 Крупин В.Н. Первая исповедь /В. Крупин //Рассказы последнего времени. М.:Глобус, 2001. С.63. 51 Там же. -С.64. 54 Там же. 177 |