дечком, Господь даст по вере и молитвам» [44; 64]. Вознаграждением за Сережину молитву был неожиданный звонок папы и его обещание скоро прийти. По мнению В.Н. Крупина, ребенок может быть счастлив и благополучен, только находясь в кругу семьи, где царят любовь и забота друг о друге, где окружен теплотой и нежностью близких, и в первую очередь родителей. Всякое нарушение гармонии семьи, мироустройства родного дома приводит маленького героя рассказов писателя к душевным переживаниям, которые бесследно исчезают, как только восстанавливаются покой и порядок. Во многих рассказах о детях В.Н.Крупип выступает еще и как педагог, толкователь русских обрядов, народных традиций. Например, в рассказе «Деточки» писатель берет на себя роль толкователя обряда колядования в Рождественские праздники. А что вы говорите, когда славите? <...> Вы идете на Рождество, вы несете весть о рождении Сына Божьего. Вот главное в колядках. Это же радость сообщить такую весть. Вы вестники счастья, спасения...» [14; 10]. Писатель поднимает важную, с его точки зрения, проблему: современные дети не знают истоков, а значит и смысла, многих обрядов. Но для воцерковления ребенка необходимо дать ему эти знания, чтобы в душе зародилась память о прошлом, появилась ниточка, связывающая его с предками. Выслушав колядку деревенских детишек, автор задает вопрос: Так зачем же вы тогда приходили, разве только за конфетами? Давайте так... Вот вы говорите свои стихи и добавляйте после «конфеточек»: «Если будет' и печенье, то прочтем стихотворенье». Его надо прочесть, если даже и нс дадут печенье. Заучите: «В небе звездочки горят, о Христе нам говорят. У людей всех торжество наступило Рождество» [14; 10]. И дети с радостью вняли урок: придя колядовать к писателю, они спели множество песен, прославляющих Спасителя, разыграли сценку.<...> «Конечно, я мог бы не участвовать... Я вспомнил давнее свое детство: «Я малый хлопчик, 89 |
По мнению В. Крупина, ребенок может быть счастлив и благополучен, только находясь в кругу семьи, где царят любовь и забота друг о друге, где он окружен теплотой и нежностью близких, и в первую очередь родителей. Всякое нарушение гармонии семьи, мироустройства родного дома приводит маленького героя рассказов В. Крупина к душевным переживаниям, которые бесследно исчезают, как только восстанавливаются покой и порядок. Во многих рассказах о детях В. Крупин выступает еще и как педагог. Например, в рассказе «Деточки» писатель берет на себя роль толкователя обряда колядования в Рождественские праздники. Завязкой рассказа служит публицистическая мысль автора: «Наверное, все дети одинаковые и в Сыктывкаре, и в Москве, и в Вятке... Нынешним Рождеством вспомнил свое детство, глядя на ребятишек. Л ведь и я такой же был!» Используя принцип ситуативности, писатель поднимает важную, с его точки зрения проблему: современные дети не знают истоков, а значит и смысла, многих обрядов. Но для воцерковления ребенка необходимо дать ему эти знания, чтобы в душе зародилась память о прошлом, появилась ниточка, связывающая ребенка с его предками. Выслушав колядку деревенских детишек, автор задаст им вопрос: Так зачем же вы тогда приходили, разве только за конфетами? Вы идете на Рождество, вы несете весть о рождении Сына Божьего. Вот главное в колядках. Давайте так... Вот вы говорите свои стихи и добавляйте после «конфеточек»: «Если будет и печенье, то прочтем стихотворенье». Его надо прочесть, если даже и нс дадут печенье. Заучите: «В небе звездочки горят, о Христе нам говорят. У людей всех торжество наступило Рождество». Это же радость сообщить такую весть. Вы — вестники счастья, спасения...»55. И дети с радостью вняли урок: придя колядовать к писателю, они спели множество песен, прославляющих Спасителя, разыграли сценку. Мир семьи не просто изображение частного быта. Семейный идеал, по мнению писателя, заключается в диалектическом соединении естественной, природной жизни с духовной. И примером такой жизни для детей должна служить жизнь старших родителей, бабушек и дедушек. 55 Крупин В.Н. Деточки /В. Крупиц //Вера. Сыктывкар. 2001. — Февр. Вып.1. -№380. |