Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 92]

принес Богу снопчик.
Боже, снопчик прими, меня сохрани и тятю, и маму, и нашу избу, и нашу деревню, и нашу судьбу» [14; 13].
Финал рассказа снова открыт.
«Ушли деточки.
Ушли в лунную ночь, скрипя валеночками по рождественскому снегу.
А лампадка красная в углу, будто звездочка, сошедшая с небес, пришла и остановилась у святых икон» [14; 14].
Эта особенность многих рассказов В.Н.
Крупица, как сказано выше, придает им особую лиричность, проникновенность, перспективу мышления.
Мир семьи не просто изображение частного быта.
Семейный идеал, по мнению писателя, заключается в
гармоничном соединении естественной, природной жизни с духовной.
Примером такой жизни для детей должна служить жизнь старших -родителей, бабушек и дедушек.

В рассказе «Прошли времена, остались сроки» главный
герой Сережа очень много времени проводит с бабушкой и ее «допотопным» знакомым, стареньким отцом Ростиславом.
«Они сидят с бабушкой за многочасовым чаем и вспоминают прошлую жизнь.
Сережа сидит тихонько и слушает старичков
приходит к такой мысли, что раньше жить было тяжело, но хорошо, сейчас жизнь стала легче, но тяжелее» [51; 741.
Бабушка и Ростислав продолжатели народных традиций, которые неразрывно связывали быт с православными устоями жизни, и даже, скорее, были ими обусловлены.
«На всякую силу есть другая сила.
На пистолет ружье, на ружье автомат, на автомат пулемет, на пулемет пушка...Но это не сила, а дурь.
А есть сила всем силам сила.
Какая? Эго смирение.
И победишь терпением» [51; 76].
Патриархальное семейное воспитание воссоздается и на примере семьи отца Виктора и матушки Зои, в семье которых растет более десяти детей.
В такой же семье подрастает и герой рассказа «Первое слово».
Маленький Илюша, внук батюшки, не
говорящий в своей жизни ни слова, не выдержал пересудов соседки и выдал: «Кайся, кайся, кайся!» Публицистическая мысль авто90
[стр. 178]

По мнению В.
Крупина, ребенок может быть счастлив и благополучен, только находясь в кругу семьи, где царят любовь и забота друг о друге, где он окружен теплотой и нежностью близких, и в первую очередь родителей.
Всякое нарушение гармонии семьи, мироустройства родного дома приводит маленького героя рассказов В.
Крупина к душевным переживаниям, которые бесследно исчезают, как только восстанавливаются покой и порядок.
Во многих рассказах о детях В.
Крупин выступает еще и как педагог.
Например, в рассказе «Деточки» писатель берет на себя роль толкователя обряда колядования в Рождественские праздники.
Завязкой рассказа служит публицистическая мысль автора: «Наверное, все дети одинаковые и в Сыктывкаре, и в Москве, и в Вятке...
Нынешним Рождеством вспомнил свое детство, глядя на ребятишек.
Л ведь и я такой же был!» Используя принцип ситуативности, писатель поднимает важную, с его точки зрения проблему: современные дети не знают истоков, а значит и смысла, многих обрядов.
Но для воцерковления ребенка необходимо дать ему эти знания, чтобы в душе зародилась память о прошлом, появилась ниточка, связывающая ребенка с его предками.
Выслушав колядку деревенских детишек, автор задаст им вопрос: Так зачем же вы тогда приходили, разве только за конфетами? Вы идете на Рождество, вы несете весть о рождении Сына Божьего.
Вот главное в колядках.
Давайте так...
Вот вы говорите свои стихи и добавляйте после «конфеточек»: «Если будет и печенье, то прочтем стихотворенье».
Его надо прочесть, если даже и нс дадут печенье.
Заучите: «В небе звездочки горят, о Христе нам говорят.
У людей всех торжество наступило Рождество».
Это же радость сообщить такую весть.
Вы — вестники счастья, спасения...»55.
И дети с радостью вняли урок: придя колядовать к писателю, они спели множество песен, прославляющих Спасителя, разыграли сценку.
Мир семьи не просто изображение частного быта.
Семейный идеал, по мнению писателя, заключается в
диалектическом соединении естественной, природной жизни с духовной.
И примером такой жизни для детей должна служить жизнь старших родителей, бабушек и дедушек.
55 Крупин В.Н.
Деточки /В.
Крупиц //Вера.
Сыктывкар.
2001.
— Февр.
Вып.1.
-№380.


[стр.,179]

В рассказе «Прошли времена, остались сроки» главный герои Сережа очень много времени проводит с бабушкой и се «допотопным» знакомым, стареньким отцом Ростиславом.
«Они сидят с бабушкой за многочасовым чаем и вспоминают прошлую жизнь.
Сережа сидит тихонько и слушает старичков
и приходит к такой мысли, что раньше жить было тяжело, но хорошо, сейчас жизнь стала легче, но тяжелее»56.
Бабушка и отец Ростислав продолжатели патриархальных традиций, которые неразрывно связывали быт с православными устоями жизни, и даже, скорее, были ими обусловлены.
Патриархальное семейное воспитание воссоздается и на примере семьи отца Виктора и матушки Зои, в семье которых растет более десяти детей.
В такой же семье подрастает и герой рассказа «Первое слово».
Маленький Илюша, внук батюшки, не
говоривший в своей жизни ни слова, не выдержал пересудов соседки и выдал: «Кайся, кайся, кайся!» Публицистическая мысль автора опять выражается репликой батюшки: «Да! ...
нс смог больше Илюша молчать, понял, что надо спасать заблудшую душу».
У В.
Крупина (как и у Екимова) неоднократно встречаются описания семейнородственной жизни разных поколений.
Но с особой любовью и тщательностью воссоздана в них нравственная, а у В.
Крупина духовная атмосфера дома.
Итак, тема детства в рассказах Б.
Екимова раскрывается через особое создание детских образов.
В душе ребенка писатель обнаруживает самые ценные человеческие качества: доброту, милосердие, понимание, открытость миру, умение совершать бескорыстные поступки, с честью выходить из ситуации нравственного выбора, быть ответственным за себя и других.
Несколько по-другому тема детства реализуется в малой прозе В.
Крупина.
Внимание писателя сосредоточено на проблемах воспитания и становления религиозно-духовной жизни ребенка, что даст возможность объективнее показать авторскую позицию: детство самая гармоничная пора, но непременным условием этой гармонии является просветленное состояние души, достигаемое молитвенным очищением.
Молитва для В.
Крупина непременный атрибут духовной жизни ребенка, т.к.
она являет соединение души с Богом.
34 Крупиы В.Н.
Прошли времена, остались сроки /В.
Крупиц //Крупин В.Н.
Рассказы последнего времени.
М.: Глобус.-2001.-С.
59.

[Back]