2.4. Авторское сознание и художественные средства его выражения в разных жанрах прозы В.Н. Крупнна Публицистические работы и рассказы В.Н.Крупина представляет несомненный интерес для современных читателей. Во-первых, публицистическая мысль автора охватывает самые разнообразные стороны нашей действительности. Во-вторых, несмотря на то, что жанры публицистики предполагают оперативность, а, следовательно, в какой-то степени имеют «сиюминутный», «временный» характер, о публицистике В.Крупина однозначно так сказать нельзя. До сих пор многие публицистические произведения, написанные, например, десять лет назад или раньше, сохранили актуальность своего содержания. «Надвременной» характер произведений у В.Н. Кру пина достигается с помощью философский обобщений, к которым приходит автор, описывая конкретные ситуации, события, а главное тем, что писатель постоянно нацелен на неизменяемое во времени христианское учение как на утверждаемую им основу жизни человека и общества. Нам кажется весьма продуктивным сравнивать некоторые рассказы В.Н. Крупина и его собственно публицистические произведения. Во многих его рассказах достаточно легко обнаруживается присутствие публицистического начала, которое в критике обычно связывают с активизацией авторской позиции, то есть со стремлением писателей, авторов открыто высказать свое отношение к изображаемому. Нужно заметить, что особенностью мышления настоящего писателя является то, что «воспроизводя жизненные ситуации, размышляя над их «составляющими», над их внутренней природой и внешними связями с другими ситуациями жизни, делая выводы и выдвигая прогнозы, рекомендации, он судит о них целостно» [230; 59]. Основой подобной целостности у В.Н. Крупина является духовная традиция русского народа. Говоря о проблемах нашего общества, автор постоянно обращает внимание читателей на то, что «все в этом мире живет Божиим присутствием. Но как, как это донести до людей, как убедить, что 93 |
мы, движение от тезиса к эпизоду, от конкретной ситуации к выводу, разрывы единой сюжетной связи и вмешательство самого автора в решение поставленного вопроса составляет суть и смысл построения»261. Исходя из этих положений, мы отмечаем, что рассказы В. Крупина последних лет свидетельствуют о тенденции все более явственного преобладания публицистического начала в творчестве этого автора. 5.4.Особенности способов формирования авторской мысли в собственно публицистических работах и малых прозаических формах В. Крупина Хочется отметить, что публицистическое наследие В. Крупина представляет несомненный интерес для современных читателей. Во-первых, публицистическая мысль автора охватывает самые разнообразные стороны нашей действительности. Во-вторых, несмотря на то, что жанры публицистики предполагают оперативность, а, следовательно, и в какой-то степени имеют «сиюминутный», «временный» характер, о публицистике В. Крупина однозначно так сказать нельзя. До сих пор многие публицистические произведения, написанные, например, 10 лет назад или даже раньше, сохранили актуальность своего содержания. «Надвременной» характер публицистики у В. Крупина достигается с помощью философских обобщений, к которым приходит автор, описывая конкретные ситуации, рожденные конкретными впечатлениями, событиями, а главное-тем, что писатель постоянно нацелен на неизменяемое во времени христианское учение как на утверждаемую им основу жизни человека и общества. Нужно заметить, что особенностью мышления настоящего публициста является то, что, «воспроизводя жизненные ситуации, размышляя над их “составляющими”, над их внутренней природой и внешними связями с другими ситуациями жизни, делая выводы и выдвигая прогнозы, рекомендации, он судит о них целостно»262. Основой подобной целостности у В. Крупина является духовная традиция русского народа. Говоря о разных проблемах нашего общества, автор постоянно обращает внима261 //икоа Л.Л. Современный рассказ/А.А. Нинов. -Л.: Худ. литература, 1969. -С.71. 262 Прохоров Е. Искусство публицистики /Е.П. Прохоров. М.: Советский писатель, 1984. С.59. иие читателей на то, что «все в этом мире живет Божиим присутствием. Но как, как это донести до людей, как убедить, что спасение только во Христе?» 263 В этом В. Крупин видит основную свою задачу и как писателя, и как публициста, и как православного педагога, и как человека. Так, например, в первом номере «Дневника писателя» (январь, 1996г.) В. Крупиц опубликовал ряд очерков, объединенных названием «Осенние записки». В предисловии писатель заявляет: «Слава Богу, дожили мы до времен, когда в справке об авторе можно говорить не о партийной принадлежности, а о вероисповедании»264. Автор выходит на диалог с читателями, представляя им себя как человека православного, верующего. Он подготавливает почву для соответствующего восприятия его мыслей и чувств, старается вызвать определенное отношение ко всему тому, о чем пойдет речь далее. Цикл «Осенние записки» начинаются очерком «Были советскими, стали россияне, когда же станем русскими?» В. Крупин умело пользуется средствами публицистического стиля: тема, волнующая писателя, ставшая поводом для раздумий и размышлений, заявлена в заглавии статьи. И уже в первых строках В. Крупин, передавая свое понимание данной проблемы, сам отвечает: «Когда будем православными. Или, хотя бы для начала, приблизимся к православному мировоззрению. Ведь только Православие может спасти и сохранить русскую землю, восстановить наше попранное имя. Путь к осознанию себя русскими лежит через восстановление национального достоинства»265. Далее автор показывает, как, с его точки зрения, СМИ унижают национальное достоинство русских. Писатель не берется делать глубокий анализ данного явления это не входит в его задачи. Он просто приводит конкретные факты, ссылаясь на конкретные источники, позволяя себе лишь небольшой комментарий. Несколько, по словам самого В. Крупина, «хамский, разнузданный, ...приблатненный и развязный» тон очерка определяется содержанием, а также стилем цитируемых изданий. :б> Крупин В.И. Православие и образование /В. Крупин //Л(ггсратура и культура в контексте Христианства. Труди II Междунар. научи, конф. Ульяновск: УлГГУ, 1999. С.98. 264 Крупин В.И. Осенние записки /В. Крупны // Дневник писателя. 1996. Яне. С. 35. 265 Там же. С. 37. точно легко обнаруживается присутствие публицистического начала, которое в критике обычно связывают с активизацией авторской позиции, то есть со стремлением писателей, авторов открыто высказать свое отношение к изображаемому. Во многих рассказах В. Крупина повествование ведется ог третьего лица, и автор как будто занят лишь описанием происходящего. Но авторская мысль незримо ощущается в пейзажных зарисовках, в небольшом по объему комментарии, в лирических отступлениях, в диалогах героев. В литературоведении часто подобную манеру изложения объясняют органическим сочетанием «очеркового содержания» и «художественной формы» произведения. Так, очерковое начало можно увидеть в рассказе «Мария Сергеевна»332. Рассказ построен на чередовании различных эпизодов (композиционный прием «монтажа»). Кольцевая композиция придаст рассказу целостность, завершенность. Пейзаж, с описания которого начинается повествование, нейтрален, то есть он не осложнен восприятием какого-либо героя, а, скорее, передаст ощущение автораповсствователя, его непосредственные впечатления. Лишь затем ощущение праздника, легкости и света противопоставляется на контрасте другому восприятию этой же картины восприятию старухи: «Снег для старухи означал одно: окончательно пришла зима и как-то надо было пережить пять месяцев до следующего тепла. Все-таки главное в холода ночлег у старухи был». В данном случае пейзаж служит автору художественным средством в постановке социально значимых проблем. В этой связи хочется добавить, что служебные функции пейзажа довольно широки. Он может использоваться в качестве показа внутреннего состояния героя, обрисовки жизненной ситуации, передачи читателям определенного настроения, разрядки напряженного повествования или как композиционный элемент. Эти функции, как известно, пейзаж может выполнять как в малых прозаических формах, так и в публицистике. В рассказе «Мария Сергеевна» авторский комментарий сопровождает все повествование, причем в разной стилистической форме. Иногда это комментарий к одной фразе: «Она не могла сказать о себе, что очень набожна. Но ведь и у любого из нас в минуту, внезапную или тревожную, вырывается невольный возглас: «Господи!» Вы3» Крупиы В.Н. Мария Сергеевна/В. Крупны //Рассказы последнего времени. -М.: Глобус.-С. 137. |