спасение только во Христе?» [29; 98] В этом В.Н. Кру пин видит основную свою задачу как писателя. Так, например, в первом номере «Дневника писателя» (январь, 1996) В.Н.Крупин опубликовал ряд очерков, объединенных названием «Осенние записки». Автор выходит на диалог с читателем, представляя им себя как человека православного, верующего. Он подготавливает почву для соответствующего восприятия его мыслей и чувств, старается вызвать определенное отношение ко всему тому, о чем пойдет речь далее. Цикл «Осенние записки» начинается очерком «Были советскими, стали россияне, когда же станем русскими?» В.Н. Круиин умело пользуется средствами публицистического стиля: тема, волнующая писателя, ставшая поводом для раздумий и размышлений, заявлена в заглавии статьи. И уже в первых строках В.Н. Крупин, передавая свое понимание данной проблемы, сам отвечает: «Когда будем православными. Или, хотя бы для начала, приблизимся к православному мировоззрению. Ведь только Православие может спасти и сохранить русскую землю, восстановить наше попранное имя. Путь к осознанию себя русскими лежит через восстановление национального достоинства» [46; 87]. Говоря о принципиальных различиях между художественной литературой и публицистикой, особенностях их стилистических и образных средств, необходимо помнить, что «художественная литература, в отличие от публицистики, силой воображения писателя создает хотя и правдоподобный, действенный, но вымышленный мир» [264; 215]. Публицистика же ориентирована на факт, мысль, документ. Исследователь А.А. Нинов так определил суть различия: «В рассказе общий смысл объективно вытекает из определенного сюжетного положения и характеров. Мысль писателя движется вну три материала, «просвечивает» сквозь образы, но нигде не оголяется до прямого и открытого тезиса... В очерке же определенность задачи, четкая логическая формулировка проблемы, движение от тезиса к эпизоду, от конкретной ситуации к выводу, разрывы еди94 |
просто являются талантливыми поэтами, но еще и большими любителями поиграть в карты. Целью В. Крупина является вовсе не изображение известных поэтов в «неформальной и неофициальной» обстановке. Это воспоминание лишь повод, чтобы высказать важную для писателя мысль. Для Крупина значимым является ассоциативный ряд, который выстраивается на основе чередования жизненных сцен и небольших поэтических экспромтов. Именно в поэтических строчках и выражена главная мысль рассказа: А за бугром, в степи бескрайней, Весь день штурвал держа в руках, Сидел Ванюша на комбайне. Все в дураках, все в дураках. Так, с одной стороны, здесь представлены фактические материалы (фамилии реальных поэтов, поэтические экспромты, принадлежащие их перу, вряд ли кто-то усомнится в том, что вес это не было выдумано автором), но с другой, В. Крупин выражает свою мысль не с помощью конкретного вывода, озвученного им самим (как это делают публицисты), а с помощью поэтических образов. Именно стихотворные строчки несут в себе художественное начало и являются своеобразным философским обобщением, которое призвано «расшевелить» читательское воображение и дать повод к размышлению. Говоря о принципиальных различиях между литературой и публицистикой, особенностях их стилистических и образных средств, необходимо помнить, что «художественная литература, в отличие от публицистики, силой воображения писателя создает хотя и правдоподобный, действенный, но вымышленный мир» 260. Публицистика же ориентирована на факт, мысль, документ. Исследователь Пинов Л. так определил суть различия: «В рассказе общий смысл объективно вытекает из определенного сюжетного положения и характеров. Мысль писателя движется внутри материала, «просвечивает» сквозь образы, но нигде не оголяется до прямого и открытого тезиса... В очерке же определенность задачи, четкая логическая формулировка пробле260 Солгаиик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для обшеобразоват. уч. заведений /Г.Я. Солганик. М.: Дрофа, 1996. С. 215. иие читателей на то, что «все в этом мире живет Божиим присутствием. Но как, как это донести до людей, как убедить, что спасение только во Христе?» 263 В этом В. Крупин видит основную свою задачу и как писателя, и как публициста, и как православного педагога, и как человека. Так, например, в первом номере «Дневника писателя» (январь, 1996г.) В. Крупиц опубликовал ряд очерков, объединенных названием «Осенние записки». В предисловии писатель заявляет: «Слава Богу, дожили мы до времен, когда в справке об авторе можно говорить не о партийной принадлежности, а о вероисповедании»264. Автор выходит на диалог с читателями, представляя им себя как человека православного, верующего. Он подготавливает почву для соответствующего восприятия его мыслей и чувств, старается вызвать определенное отношение ко всему тому, о чем пойдет речь далее. Цикл «Осенние записки» начинаются очерком «Были советскими, стали россияне, когда же станем русскими?» В. Крупин умело пользуется средствами публицистического стиля: тема, волнующая писателя, ставшая поводом для раздумий и размышлений, заявлена в заглавии статьи. И уже в первых строках В. Крупин, передавая свое понимание данной проблемы, сам отвечает: «Когда будем православными. Или, хотя бы для начала, приблизимся к православному мировоззрению. Ведь только Православие может спасти и сохранить русскую землю, восстановить наше попранное имя. Путь к осознанию себя русскими лежит через восстановление национального достоинства»265. Далее автор показывает, как, с его точки зрения, СМИ унижают национальное достоинство русских. Писатель не берется делать глубокий анализ данного явления это не входит в его задачи. Он просто приводит конкретные факты, ссылаясь на конкретные источники, позволяя себе лишь небольшой комментарий. Несколько, по словам самого В. Крупина, «хамский, разнузданный, ...приблатненный и развязный» тон очерка определяется содержанием, а также стилем цитируемых изданий. :б> Крупин В.И. Православие и образование /В. Крупин //Л(ггсратура и культура в контексте Христианства. Труди II Междунар. научи, конф. Ульяновск: УлГГУ, 1999. С.98. 264 Крупин В.И. Осенние записки /В. Крупны // Дневник писателя. 1996. Яне. С. 35. 265 Там же. С. 37. |