Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 97]

ной сюжетной связи и вмешательство самого автора в решение поставленного вопроса составляет суть и смысл построения» [225 ,71].
Исходя из этих положений, мы отмечаем, что рассказы В
.11.Кру пина последних лет свидетельствуют о тенденции все более явственного преобладания публицистического начала в творчестве этого автора.
Так, рассказ «Женская дружба» (2001) [17], на наш взгляд, поднимает одну из актуальных социальных проблем.
Здесь дело даже не в женской дружбе.
Автором рассматривается гораздо более глубокая социальная проблема проблема женского одиночества.
Огромное количество одиноких и замужних, несчастных и счастливых женщин в нашей стране может узнать себя в одной из двух героинь рассказа.
Одни женщины, как Наташа, предпочитают вести активный поиск своей «половинки» («Их дождешься! Их отлавливать надо.
Но! Но знать, кого отлавливать!»).
Они ищут, пробуют варианты: «Надо же о жизни думать, о совместимости.
Пожить с одним, с другим...».
При этом они совершенно спокойно относятся к неудачному замужеству и разводу: «Отрицательный опыт тоже опыт».
Другие, как Лена, мечтают о единственной любви, верной и чистой: «Бабушка
говорила: с кем венчаться, с тем и кончаться».
И при этом их совершенно не интересуют материальные «достоинства» кандидатов в мужья, им важно, чтобы человек был порядочный и любящий.

Автор показывает, что в душе каждой женщины, какой бы она ни была тихой и «отсталой», как Лена, или предприимчивой и энергичной, как Наташа, всегда горит огонек надежды на обычное женское счастье.
Рассказ заканчивается вполне логично.
Наташа, влюбившись в Петю, решает его «взять Интел
летом».
Зная характер и настойчивость Наташи, автору ничего не остается сделать, как сказать: «Петя, держись!».

Налицо проблемный очерк, написанный с конкретной иллюстрацией картины в виде вымышленных, но типичных женских судеб.
Автор обозначил проблему женского одиночества, но раскрывает ее не столько с помощью
создания 95
[стр. 95]

мы, движение от тезиса к эпизоду, от конкретной ситуации к выводу, разрывы единой сюжетной связи и вмешательство самого автора в решение поставленного вопроса составляет суть и смысл построения»261.
Исходя из этих положений, мы отмечаем, что рассказы В.

Крупина последних лет свидетельствуют о тенденции все более явственного преобладания публицистического начала в творчестве этого автора.
5.4.Особенности способов формирования авторской мысли в собственно публицистических работах и малых прозаических формах В.
Крупина Хочется отметить, что публицистическое наследие В.
Крупина представляет несомненный интерес для современных читателей.
Во-первых, публицистическая мысль автора охватывает самые разнообразные стороны нашей действительности.
Во-вторых, несмотря на то, что жанры публицистики предполагают оперативность, а, следовательно, и в какой-то степени имеют «сиюминутный», «временный» характер, о публицистике В.
Крупина однозначно так сказать нельзя.
До сих пор многие публицистические произведения, написанные, например, 10 лет назад или даже раньше, сохранили актуальность своего содержания.
«Надвременной» характер публицистики у В.
Крупина достигается с помощью философских обобщений, к которым приходит автор, описывая конкретные ситуации, рожденные конкретными впечатлениями, событиями, а главное-тем, что писатель постоянно нацелен на неизменяемое во времени христианское учение как на утверждаемую им основу жизни человека и общества.
Нужно заметить, что особенностью мышления настоящего публициста является то, что, «воспроизводя жизненные ситуации, размышляя над их “составляющими”, над их внутренней природой и внешними связями с другими ситуациями жизни, делая выводы и выдвигая прогнозы, рекомендации, он судит о них целостно»262.
Основой подобной целостности у В.
Крупина является духовная традиция русского народа.
Говоря о разных проблемах нашего общества, автор постоянно обращает внима261 //икоа Л.Л.
Современный рассказ/А.А.
Нинов.
-Л.: Худ.
литература, 1969.
-С.71.
262 Прохоров Е.
Искусство публицистики /Е.П.
Прохоров.
М.: Советский писатель, 1984.
С.59.


[стр.,132]

Одни женщины, как и Наташа, предпочитают вести активный поиск своей «половинки» («Их дождешься! Их отлавливать надо.
Но! Но знать, кого отлавливать!»).
Они ищут, пробуют варианты: «Надо же о жизни думать, о совместимости.
Пожить с одним, с другим...» При этом они совершенно спокойно относятся к неудачному замужеству и разводу: «Отрицательный опыт-тоже опыт».
Другие, как Лена, мечтают о единственной любви, верной и чистой: «Бабушка
говорит: с кем венчаться, с тем кончаться».
И при этом их совершенно не интересуют материальные «достоинства» кандидатов в мужья, им важно, чтобы человек был порядочный и любящий.

Не стоит пересказывать, какие советы давала и какие доводы приводила Наташа Лене, чтобы уберечь ее от необдуманного решения связать жизнь с человеком, у которого и имя-то неинтересное (Петя), и но гороскопу он неподходящий, да еще и нс единственный наследник у своих родителей.
Но ничто не смогло переубедить подругу.
Болес того, сама Наташа, увидев Петю, поняла, что «...се Ленке было кого любить.
Высокий, спокойный, улыбчивый.
Л уж то, что он Лену любит, было заметно сразу».
Задумалась Наташа о своей жизни ведь все ее поклонники, дарившие дорогие подарки и возившие ее на курорты, никогда не смотрели на нее так, как Петя смотрит на Лену.
Автор показывает, »гто в душе каждой женщины, какой бы она ни была тихой и «отсталой», как Лена, или предприимчивой и энергичной, как Наташа, всегда горит огонек надежды на обычное женское счастье.
И чистое чувство настоящей любви, встречающееся человеку', наверное, лишь раз в жизни, способно одухотворенно влиять на каждого, даже на того, кто в нее не верил.
Главное, дождаться такого Петю, а не растрачивать себя и свои чувства на «отрицательный опыт».
Беда только в том, что Пети, по сравнению с одинокими женщинами, встречаются нечасто.
Рассказ заканчивается вполне логично (этого требует и тип проблемноаналитической композиции) Наташа, влюбившись в Петю, решает его «взять интеллектом».
Зная характер и настойчивость Наташи, автору ничего не остается сделать, как сказать: «Петя, держись!».


[стр.,133]

Художественная форма этого рассказа включает в себя публицистическое по духу содержание.
Налицо проблемный очерк, написанный с конкретной иллюстрацией картины в виде вымышленных, но типичных женских судеб.
Автор обозначил проблему женского одиночества, но раскрывает ее не столько с помощью
выписывания образа героинь, сколько делая свои собственные, публицистические по сути, обобщения, выводы.
За образами каждой из героинь ощущается назидательное, «учительное» слово автора.
Параллельно с проблемой человеческого, а точнее, женского одиночества, в рассказе затрагиваются темы женской дружбы (тема заявлена в заглавии).
К сожалению, в жизни, как и в этом рассказе, часто женская дружба характеризуется завистью, давлением со стороны сильной личности, насмешкой и соперничеством.
Но это лишь частный случай большой и серьезной проблемы, волнующей автора.
В.
Крунин отдельными штрихами показывает нравственный уровень общества, в котором мы живем.
Яркой представительницей этого общества является отнюдь не Лена, а Наташа: «В высшем свете девушек нет, с этим покончено.
А у тебя ни одного даже любовника, стыд какой! Хоть бы уж курила, что ли! И нс пьешь.
И выругаться нс можешь! <...> Высшее общество стыда нс знает, это вес предрассудки».
К сожалению, большинство соотечественников считает и думает так же, как она: «Кто вошел в высший свет, тот может себе многое позволить...» Присутствующий «дидактизм» и наличие активной авторской позиции в тексте дает основание отнести композиционное строение этого произведение к проблемноаналитическому типу, с помощью которого раскрывается одна из актуальных социальных проблем женское одиночество.
Итак, мы обнаружили в публицистическом творчестве В.
Крупица все три, выделяемые в теории публицистики, типа композиции сюжетный (посвященный раскрытию характера, личности), фабульный (посвященный событию) и проблемноаналитический (посвященный социальной проблеме).
Хочется повториться, что в рамках одного произведения, как правило, встречаются различные формы композиции, часто это просто неизбежно; однако всегда достаточно легко выделяется главная, доминирующая форма (хотя бы на основе того, чему посвящено произведение).
Композиционный строй произведения зависит от того, что станет организующим

[Back]