Таким образом, мы можем утверждать, что В.Н. Крупны в своем творчестве прибегает к различным способам понятийно-логической аргументации, что реализуется в различных композиционных типах публицистических произведений и художественных ироизведенияй малой формы. Как писатель В.Н. Крупин владеет искусством жить проблемами дня сегодняшнего. Задача каждого публициста показать свой взгляд на эти проблемы. Формирование публицистического произведения связано с ярко выраженной активностью автора, который становится своеобразным посредником между реальной действительностью и обществом. В публицистике сложилось несколько типологических вариантов организации текста, которые основываются на различной степени присутствия авторского «я» в произведении, на различном проявлении характера авторского начала» [230; 296]. Одним из способов (типов) организации текста в публицистике считается тип, когда автор находится все время «за сценой», то есть все свои важные мысли и идеи он передоверяет своим героям [230; 296]. Во многих рассказах писателя повествование ведется от третьего лица, и автор как будто занят лишь описанием происходящего. Но авторская мысль незримо ощущается в пейзажных зарисовках, в небольшом по объему комментарии, в лирических отступлениях, в диалогах героев. В литературоведении часто подобную манеру изложения объясняют органическим сочетанием «очеркового содержания» и «художественной формы» произведения. Так, очерковое начало можно увидеть в рассказе «Мария Сергеевна» [31; 137]. Рассказ построен на чередовании различных эпизодов (композиционный прием «монтажа»). Кольцевая композиция придает рассказу целостность, завершенность. Пейзаж, с описания которого начинается повествование, нейтрален, то есть он не осложнен восприятием какого-либо героя, а, скорее, передает ощу97 |
фактором социальная проблема, события, явления или характеры, а разноплановая компановка содержательных элементов зависит в очерке от различных способов тематического раскрытия материала. Таким образом, мы можем утверждать, что В. Крупин в своем творчестве прибегает к различным способам понятийно-логической аргументации, что реализуется в различных композиционных типах публицистических произведений и художественных произведений малой формы. 5.6. Авторское «я» в произведениях В. Крупина. Способы выявления авторских оценок Как истинный публицист, В. Крупин владеет искусством жить проблемами дня сегодняшнего, раскрывать нужды общественного мнения, а их огромное множество. Задача каждого публициста показать свой взгляд на эти проблемы. Формирование публицистического произведения связано с ярко выраженной активностью автора, который становится своеобразным посредником между реальной действительностью и обществом. В публицистике сложилось несколько типологических вариантов организации текста, которые основываются на различной степени присутствия авторского «я» в произведении, на различном проявлении характера авторского начала330. * * * Одним из способов (типов) организации текста в публицистике считается тип, ког да автор находится все время «за сценой», т.е. все свои важные мысли и идеи он передоверяет своим героям331. По именно такой тип повествования характерен для многих последних рассказов В. Крупина. Нам кажется весьма продуктивным сравнивать некоторые рассказы В. Крупина и его собственно публицистические произведения. Во многих его рассказах доста330 См., например), Прохоров Е. Искусство публицистики /Е.П. Прохоров. М.: Советский писатель, 1984. С.296. 3,1 Такой тип повествования, в частности, выделяет Прохоров Е. (См.: Прохоров Е. Искусство публицистики /Е.П. Прохоров. М.: Советский писатель, 1984.-С.296). 134 точно легко обнаруживается присутствие публицистического начала, которое в критике обычно связывают с активизацией авторской позиции, то есть со стремлением писателей, авторов открыто высказать свое отношение к изображаемому. Во многих рассказах В. Крупина повествование ведется ог третьего лица, и автор как будто занят лишь описанием происходящего. Но авторская мысль незримо ощущается в пейзажных зарисовках, в небольшом по объему комментарии, в лирических отступлениях, в диалогах героев. В литературоведении часто подобную манеру изложения объясняют органическим сочетанием «очеркового содержания» и «художественной формы» произведения. Так, очерковое начало можно увидеть в рассказе «Мария Сергеевна»332. Рассказ построен на чередовании различных эпизодов (композиционный прием «монтажа»). Кольцевая композиция придаст рассказу целостность, завершенность. Пейзаж, с описания которого начинается повествование, нейтрален, то есть он не осложнен восприятием какого-либо героя, а, скорее, передаст ощущение автораповсствователя, его непосредственные впечатления. Лишь затем ощущение праздника, легкости и света противопоставляется на контрасте другому восприятию этой же картины восприятию старухи: «Снег для старухи означал одно: окончательно пришла зима и как-то надо было пережить пять месяцев до следующего тепла. Все-таки главное в холода ночлег у старухи был». В данном случае пейзаж служит автору художественным средством в постановке социально значимых проблем. В этой связи хочется добавить, что служебные функции пейзажа довольно широки. Он может использоваться в качестве показа внутреннего состояния героя, обрисовки жизненной ситуации, передачи читателям определенного настроения, разрядки напряженного повествования или как композиционный элемент. Эти функции, как известно, пейзаж может выполнять как в малых прозаических формах, так и в публицистике. В рассказе «Мария Сергеевна» авторский комментарий сопровождает все повествование, причем в разной стилистической форме. Иногда это комментарий к одной фразе: «Она не могла сказать о себе, что очень набожна. Но ведь и у любого из нас в минуту, внезапную или тревожную, вырывается невольный возглас: «Господи!» Вы3» Крупиы В.Н. Мария Сергеевна/В. Крупны //Рассказы последнего времени. -М.: Глобус.-С. 137. |