Проверяемый текст
Егорова Марина Борисовна. Конституционные основы права государственной собственности на природные ресурсы (Диссертация 2003)
[стр. 153]

низации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 87, установив новые подходы к порядку заключения договоров и их юридической силе, но при этом Конституция Российской Федерации имеет приоритетное значение в вопросах разграничения полномочий.
На наш взгляд, положения договоров о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере природопользования не должны противоречить Конституции РФ.
Верховенство Конституции Российской Федерации и федерального законодательства по отношению к договорам о разграничении полномочий подтверждено прежним законодательством ш .
Однако в вышеуказанном Федеральном законе предусмотрена возможность установления договором иных норм, нежели предусмотренных федеральным законом.
Так, в статье 26.7 указанного Федерального закона установлено, что заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами.
В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов, разграничение которых производится не так, как установлено федеральными законами и законами субъекта РФ.
По нашему мнению, норма, устанавливающая приоритет договора перед федеральным законом, принятым по предметам совместного ведения в сфере природопользования, не соответствует положениям Конституции Российской Федерации.
187 См.: Федеральный закон от 04.07.2003г.
№95-ФЗ «О внесении изменений н дополнении в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ.
2003.
№27 (ч.
2).
Ст.
2709.
,88См.: Федеральный закон от 24.06.1999 №119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ.
1999.
№26.
Ст.
317б.(утратил силу)
[стр. 109]

Под предметами совместного ведения понимается «сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации и к компетенции Российской Ф едерации, и к компетенции субъектов Российской Ф едерации».167 Таким образом, по вопросам владения, пользования и распоряжением природными ресурсами, должны издаваться федеральные законы, определяющ ие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Ф едерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.
При этом п.З ст.2 Ф едерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»допускается, что до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование.
После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.168 «Однако не во всех федеративных государствах, отмечает И.А.Умнова, допускается издание актов субъектами в развитие федеральных законов по предметам совместного ведения.
Согласно Конституции ФРГ, земли вправе законодательствовать в сфере конкурирующей компетенции до тех пор, пока федеральная власть не воспользовалась своим правом законодательства.
Аналогичные правила установлены в Австрии, Бразилии.
В Индии закон штата в области конкурирующей компетенции действует в том случае, если по данному ,Л О принципах и порядке разграничения предметов веления и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти объ ектов Российской Федерации.
Федеральный глкон // Собрание законодательства Российской Федерации.
1999.
Д» 26.
Ст.3176.
,,Л Собрание апконодлтсльсгва Российской Федерации.
1999.
№ 26.
Ст.3176.
109

[стр.,115]

Российской Федерации, без исключения, есть ли на территориях ее субъектов природные ресурсы или нет таковых, при этом это предполагает наличие соответствующей благоприятной среды для проживания, которая также гарантируется каждому в независимости от места проживания человека.
Встает вполне закономерный вопрос, что является для «народов» «соответствующей территорией»? Является ли это вся территория России или территория субъектов Российской Ф едерации, а может быть территория местного самоуправления и терриория проживания коренных и малочисленных народов? Если «мы многонациональный народ Российской Федерации соединены общей судьбой на своей земле», то почему использовать и охранять природные ресурсы Конституция предписывается только в интересах народов, проживающих на соответствующей территории? В связи с тем, что в соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» под предметами совместного ведения понимается сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено и к компетенции Российской Ф едерации, и 1 к компетенции субъектов Российской Федерации, а статья 76 Конституции устанавливает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъекта, это означает, что вопросы законодательного регулирования водного, лесного законодательства, законодательство о недрах и об охране окружающей среды, логично отнесены к предметам совместного ведения.
Хотелось бы отметить, что этот список является закрытым.
Однако законодательство об использовании животного мира, атмосферного воздуха и других природных ресурсах не I О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий межд> органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный такон И Собрание законодательства Российской Федерации 1999.
Л? 26.
Ст.
3176

[стр.,117]

записано, что вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами относятся к совместному ведению.
Кроме того, «пользование» природными ресурсами используют в законодательстве как синоним понятию «природопользования», однако в соответствии с Конституцией это различные вопросы, гак как вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются абзацем в) п.
1 ст.
72, а природопользование абзацем д) этой же статьи.
Кроме того, авторы Конституции, почему-то не стали называть это триединство полномочий собственности собственностью на природные ресурсы, а вопросы разграничения государственной собственности оставили безссылки на природные ресурсы, природопользование также отнесли к предметам совместного ведения.
В соответствии со ст.2 Ф едерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Ф едерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы разграничения государственной собственности должны регулироваться федеральным законодательством и только в развитие федерального законодательства возможно принятие законов или иных нормативных правовых актов субъектов Российской Ф едерации, учитывающие природные особенности каждого субъекта Российской Ф едерации.182 Из этого следует, что вопросы разграничения полномочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, должны регулироваться федеральными законами, причем не все эти полномочия относительно природных ресурсов могут быть предоставлены субъектам Российской Федерации.
Только при указании в федеральном законе на возможность регулирования их законами субъектов Российской Ф едерации, ,м С обран и е законодательства Российской Ф едераци и .
1999.
Д ?26.
С т.3 1 76.

[Back]