Проверяемый текст
Егорова Марина Борисовна. Конституционные основы права государственной собственности на природные ресурсы (Диссертация 2003)
[стр. 31]

Опыт федерального законодательного регулирования по предметам совместного ведения в период до принятия Конституции РФ 1993 г.
базировался, в основном, на проведении одновременно двухуровнего разграничения: по вертикали и горизонтали.
В принимаемых в то время основах и других федеральных законах сразу определялись полномочия отдельно законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ и ее составных частей.
Нередко это разграничение проводилось до уровня органов местного самоуправления.
Современная практика федерального законодательного регулирования отличается преимущественным использованием другого подхода: разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ без разделения ее между законодательной и исполнительной ветвями власти.
Это свидетельствует о большей диспозитивности в правовом статусе субъектов РФ.
Однако такое разграничение родилось, на практике и не зафиксировано как обязательное требование к разграничению полномочий, поэтому вариантов отклонения от этого способа множество.
Используется подход, применяемый ранее, до принятия Конституции РФ; можно встретить и вариант определения полномочий органов государственной власти только одного уровня; есть федеральные законы, не разграничивающие вообще полномочия органов государственной власти по вертикали.
Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ само по себе уже обозначает пределы их правотворчества но предметам совместного ведения.
Однако, как бы полно законодатель не старался разграничить полномочия, остается открытым вопрос, кому будет принадлежать прерогатива регулирования вопросов, не отнесенных к полномочиям ни одной из сторон.
В этом случае, значение имеет определение пределов законодательного регулирования.
Речь идет о пределах, определяющих формы установления и сами пределы законодательного регулирования каждого уровня.
В Конституции
[стр. 44]

Природные ресурсы предназначены для удовлетворения потребностей всех людей и принадлежат не только настоящему, но и будущему поколениям.
Исходя из изложенного, следует, что природные ресурсы являются общественным достоянием, и для реализации этой правовой категории необходимо определиться, кто от имени общества и в его интересах может наиболее эффективно распоряжаться ими? И должно ли это распоряжение происходить в режиме собственности, учитывая, что в полномочия собственника входит владение, пользование и распоряжение собственностью? Может быть, было бы достаточно предоставить статус природным ресурсам как общественного достояния, наделив государство полномочиями по распоряжению ими в интересах общества? «Можно отказаться от конструкции права государственной собственности применительно к природным ресурсам, считает Н.В.Данилова, признать, что они являются общественным достоянием, а государство (в лице государственных органов различных уровней) органом публичной власти, представителем совокупных интересов гражданского общества, уполномоченным от его имени организовывать упорядоченное и рациональное использование членами общества природных ресурсов в хозяйственных и иных целях и обеспечивать их охрану.
В этом случае следует четко разграничить предметы ведения и компетенцию между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны природных ресурсов.
В связи с этим необходимо создание научно обоснованной и целостной концепции разделения функций государственного управления природными ресурсами, которая, с одной стороны, обеспечила бы проведение единой государственной политики в данной области на всей территории Российской Федерации, а е другой стороны, позволила бы учесть интересы и особенности регионов.»58 Это Данилова Н.В.
Право государственной собственности на природные рсс>рсы в Российской Федерации; проблемы разграничения.
Вестник Тюменского государственного унивсрс»пста.
1990 2.
С.бО.


[стр.,109]

Под предметами совместного ведения понимается «сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации и к компетенции Российской Ф едерации, и к компетенции субъектов Российской Ф едерации».167 Таким образом, по вопросам владения, пользования и распоряжением природными ресурсами, должны издаваться федеральные законы, определяющ ие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Ф едерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.
При этом п.З ст.2 Ф едерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»допускается, что до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование.
После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.168 «Однако не во всех федеративных государствах, отмечает И.А.Умнова, допускается издание актов субъектами в развитие федеральных законов по предметам совместного ведения.
Согласно Конституции ФРГ, земли вправе законодательствовать в сфере конкурирующей компетенции до тех пор, пока федеральная власть не воспользовалась своим правом законодательства.
Аналогичные правила установлены в Австрии, Бразилии.
В Индии закон штата в области конкурирующей компетенции действует в том случае, если по данному ,Л О принципах и порядке разграничения предметов веления и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти объ ектов Российской Федерации.
Федеральный глкон // Собрание законодательства Российской Федерации.
1999.
Д» 26.
Ст.3176.
,,Л Собрание апконодлтсльсгва Российской Федерации.
1999.
№ 26.
Ст.3176.
109

[Back]