Проверяемый текст
Егорова Марина Борисовна. Конституционные основы права государственной собственности на природные ресурсы (Диссертация 2003)
[стр. 83]

шло и распоряжению, так как фактически они все отнесены к федеральной собственности, определяет вопросы государственного управления ими.
Учитывая отличительные особенности разграничения понятии «природные объекты», к которым относятся водные объекты, и «природные ресурсы», к которым относятся ресурсы водных объектов, следует, что водные ресурсы по принципу следования главной вещи также относятся в основном к федеральной собственности.
Конституция РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами к предметам совместного ведения.
При этом следует отметить, что законодатель использует конституционный термин «природные ресурсы», а не «природные объекты», к которым относятся водные объекты.
Таким образом, к водным объектам вообще не применим институт собственности, за исключением тех объектов, которые созданы трудом человека, а именно обособленные водные объекты.
В связи с этим отнесение Водным кодексом РФ водных объектов к имуществу, хоть и имеющему статус федеральной собственности весьма условно.
Однако это означает, что на водные ресурсы федеральных водных объектов распространятся статус федеральной собственности.
Поэтому все полномочия собственника должны регулироваться только федеральными законами.
Интересы субъектов
РФ при этом могут быть учтены только при законодательном процессе при прохождении законов в Федеральном Собрании.
Рассматривая в этом же контексте вопросы собственности на недра, следует отметить, что Закон Российской Федерации «О недрах» определил: недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр, в пределах территории Российской Федерации, осуществляется в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации совместно Российской Федерацией и
ее субъектами.
83
[стр. 67]

энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
При этом в соответствии с ч.2 ст.
1.2 Закона участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, т.е.
они выведены из гражданского оборота.
При этом добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных форма собственности, т.е.
быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога, а также могут или отчуждаться в иной форме.
В соответствии со ст.2 Закона устанавливается государственная собственность на государственный фонд недр, в который входят как используемые участки недр, которые представляют собой геомегризованные блоки недр, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Таким образом, недра в границах территории Российской Ф едерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Добытые из недр полезные ископаемые могут находиться в муниципальной, в частной и в иных формах собственности.
Статья 130 Гражданского кодекса к недвижимому имуществу относит не все недра, а только участки недр.
Закон Российской Федерации «О недрах» в ст.2 также использует понятие «используемые участки недр», которые представляют собой геометризованные блоки недр, вводится также понятие «неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа».
Из этого следует, что законодательно установлено определенное деление недр на участки, причем используемые и неиспользуемые.
При этом в соответствии с.
п.6 ст.
3 выделяется четыре их вида, имеющие различный правовой режим, к ним 11,2 Ведомости Верховного Совета Российской Федерации.
1992.
X.133.
Ст.
1917.
Собрание гаконодлтсдьства Российской Федерации.
1995.
№ 10.
Ст.
823.


[стр.,130]

Статья 37 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако бассейны водных объектов охватывают, как правило, территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Кроме того, за время действия Водного кодекса не было ни одного прецедента признания водного объекта собственностью субъекта Федерации.
Бассейновый принцип управления водными объектами исключает отнесение их к собственности субъектов Федерации.
Таким образом, анализ Водного кодекса на предмет разграничения собственности на водные объекты, учитывая их общенациональное значение, показал особенность права собственности на водные объекты.
Кодекс относит водные объекты к федеральной собственности за исключением обособленных водных объектов, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц.
В связи, с чем вопрос владения, пользования и распоряжения федеральными водными объектами становится фактически предметом ведения Российской Федерации.
Однако Кодекс исходит из разграничения не государственной собственности на водные объекты, все они фактически отнесены к федеральной собственности, а государственного управления ими.195 Учитывая предложенное нами реш ение вопроса о разграничении понятий «природных объектов», к которым относятся водные объекты, и «природных ресурсов», к которым относятся ресурсы водных объектов, следует, что водные ресурсы по принципу следования главной вещи также относятся в основном к федеральной собственности.
При этом Конституция относит вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами к вопросам совместного ведения.
При этом особо 1’'5 Волков А.Г.
Законодательное регулирование права государственной собственности на природные ресурсы // Государство и право.
1996.
9.
С.55.


[стр.,131]

отмечаем, что используется конституционный термин «природные ресурсы», а не «природные объекты», к которым относятся полные объекты.
К водным объектам, следуя логике диссертационного исследования, вообще не применим институт собственности, за исключением тех объектов, которые созданы трудом человека.
Поэтому отнесение Водным кодексом собственности на водные объекты, а значит и на водные ресурсы к федеральной собственности означает, что все полномочия собственника должны регулироваться только федеральными законами.
Интересы субъектов
Российской Федерации при этом могут быть учтены только в законодательном процессе при прохождении законов в Государственной Луме.
Закон Российской Федерации «О недрах» был так же принят в 1995 году и определяет, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации осуществляется в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации совместно Российской Федерацией и
субъекгами Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, а также законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вопросы разграничения государственной собственности на недра в этом законе решены неоднозначно.
'Гак статья 2.1.Закона определяет, что отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения, а значит, и быть в федеральной собственности только на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов

[Back]