Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 95]

Характеризуя современное состояние практики стратегического планирования п России следует отметить следующие тенденции: Во-первых, разработан развитый методический инструментарий территориального стратегического планирования, имеется несколько школ страз ei ического планирования Во-вторых, опубликованы десятки документов регионального и муниципального уровня, имеющих стратегический характер (программы социально-экономического развития ит.п.).
В-третьих, подавляющее большинство стратегических документов (программы социально-экономического развития и т.п.) регионального и муниципального уровня никак не увязаны со стратегическими документами федерального уровня среднесрочной программой социальноэкономического развития, Сводным докладом Правительства РФ, отраслевыми стратегиями.
В-четвертых, почти все опубликованные стратегические документы (ирофаммы социально-экономического развития и т.п.) регионального и муниципального уровня не встроены в бюджетный процесс и не увязаны с прогнозами финансовою положения регионов.
В-пятых, на федеральном уровне сделаны первые шаги по взаимной увязке стратегического и финансового планирования на среднесрочную перспективу.
Для этого используются такие инструменты, как ДРОНДы (Доклады о результатах и основных направлениях деятельности) и Сводный доклад.
При этом именно территориальный аспект стратегического планирования в ДРОНДах и Сводном докладе проработан в наименьшей степени.
Стратегии таких территориальных образований разного масштаба, как страна, регион и муниципалитет образуют иерархическую систему.
Стратегия развития страны при этом не является суммой стратегий составляющих страну регионов (или муниципалитетов).
С точки зрения региона стратегию страны целесообразно рассматривать скорее как наиболее
95 госвласти и местного самоуправления, представители бизнеса и населения (включая общественные организации и т.п.).
[стр. 99]

3.
Региональное стратегическое планирование 101 года, поэтому New Public Management предполагает переход на среднесрочный бюджет.
• Прозрачность — для оценки результатов деятельности необходима открытость и прозрачность стратегии, планов, процессов и результатов деятельности органов власти и управления.
Соответствующая отчетность должна быть доступна для населения, бизнеса и общественных организаций.
• Участие граждан — прозрачность предполагает привлечение граждан к обсуждению (пониманию) проблем региона, определению стратегии его развития и контролю за деятельностью органов власти и управления.
• Социальное партнерство — децентрализация и ориентация на результат означают необходимость выстраивания нового типа взаимодействия между властью, бизнесом, населением (включая общественные организации), обеспечивающего согласование интересов и целей, объединение ресурсов, разворачивание совместной деятельности и распределение ответственности.
Развиваемое в рамках New Public Management стратегическое планирование отличается от привычного народнохозяйственного планирования следующими особенностями: • концентрацией на стратегических приоритетах; • долгосрочным характером; • согласованием интересов (образов будущего) ключевых субъектов территории — заинтересованных участников (стейкхолдеров), т.
е.
людей или организаций, чьи интересы существенно связаны с данным регионом и чьи ресурсы позволяют существенно влиять на его развитие1 .
В современном региональном стратегическом планировании следует четко различать индикативное, укрупненное планирование развития частного сектора (в таких сферах, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь и т.
п., где практически завершена приватизация) и директивное планирование развития бюджетного сектора, включающего государственные и муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.
п.
1 Термин «стейкхолдер» широко используется, в том числе и в русскоязычной литературе, в качестве заменителя понятия «заинтересованный участник».
В число заинтересованных участников входят: органы госвласти и местного самоуправления, представители бизнеса и населения (включая общественные организации и т.п.).


[стр.,118]

120 3.
Региональное стратегическое планирование независимой от администрации организации.
На начальном этапе это может быть контрольно-счетный орган при представительной власти, в дальнейшем возможно привлечение неправительственных организаций.
Мониторинг, контроль, оценка и аудит проводятся с несколькими целями: • повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти и организаций бюджетной сферы по реализации Стратегии и Стратегического плана; • актуализировать Стратегию и Стратегический план.
Мониторинг общих результатов реализации Стратегии и Стратегического плана базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных показателей.
Итоги мониторинга подводятся периодически в аналитических отчетах фиксированной структуры, с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки Стратегии и Стратегического плана.
В процессе мониторинга Исполнительному комитету ежегодно представляется сводный отчет, содержащий выводы о степени реализации и адекватности Стратегии и Стратегического плана, а также о необходимых корректировках и уточнениях плана по мерам, задачам и целям.
Эффективным инструментом накопления и обмена данных о ходе реализации мероприятий Стратегии и Стратегического плана является создание базы данных, размещенной на интернет-сервере.
Это позволяет каждому участнику самостоятельно вводить информацию о степени продвижения тех программ и мероприятий, за которые он несет ответственность.
На том же сервере могут публиковаться и аналитические отчеты о ходе реализации Стратегии и Стратегического плана, информация о внесении в них корректив, что обеспечивает соблюдение принципа гласности и открытости.
3.9.
Современное состояние регионального стратегического планирования в России Характеризуя современное состояние практики регионального стратегического планирования в России, следует отметить следующие тенденции: 1.
Разработан развитый методический инструментарий территориального стратегического планирования, имеется несколько школ
стратегического планирования.
2.
Опубликованы десятки документов регионального и муниципального уровня, имеющих стратегический характер (программы социальноэкономического развития и т.
п.).

3.
Подавляющее большинство стратегических документов (программы социально-экономического развития и т.
п.) регионального и муници


[стр.,119]

3.
Региональное стратегическое планирование 121 пального уровня никак не увязаны со стратегическими документами федерального уровня — среднесрочной программой социально-экономического развития, Сводным докладом Правительства РФ, отраслевыми стратегиями.
4.
Почти все опубликованные стратегические документы
(программы социально-экономического развития и т.
п.)
регионального и муниципального уровня
не встроены в бюджетный процесс и не увязаны с прогнозами
финансового положения регионов.
5.
На федеральном уровне сделаны первые шаги по взаимной увязке стратегического и финансового планирования на среднесрочную перспективу.
Для этого используются такие инструменты, как ДРОНДы (Доклады о результатах и основных направлениях деятельности) и Сводный доклад.
При этом именно территориальный аспект стратегического планирования в ДРОНДах и Сводном докладе проработан в наименьшей степени.
Стратегии таких территориальных образований разного масштаба, как страна, регион и муниципалитет, образуют иерархическую систему.
Стратегия развития страны при этом не является суммой стратегий составляющих страну регионов (или муниципалитетов).
С точки зрения региона стратегию страны целесообразно рассматривать скорее как наиболее
вероятную перспективу развития внешней по отношению к региону социальной и экономической среды.
В этой среде каждый регион разрабатывает собственную стратегию.
Стратегия региона по понятным причинам не может резко противоречить стратегии страны, но при этом конкуренция регионов за частные инвестиции, средства федерального бюджета, трудовые ресурсы и т.
д.
вынуждает их к разработке конкурентоспособных стратегий.
Рекомендуемый подход к разработке региональной стратегии предполагает, что разработчики стратегии анализируют систему общенациональных стратегических документов, а затем на ее основе формулируют систему региональных стратегических документов.
К моменту написания настоящей работы1 система общенациональных стратегических документов России выглядела следующим образом: • концепция долгосрочной стратегии социально-экономического развития России (должна быть опубликована в начале 2007 г.); • среднесрочная стратегия развития России существует в виде среднесрочной Программы социально-экономического развития; • опубликованы несколько отраслевых стратегий — Стратегия развития транспорта, Военная доктрина, Стратегия развития образования; 1 Осень 2006 г.

[Back]