Проверяемый текст
Макарова Светлана Николаевна. Политическая социализация учительства в современной России (Диссертация 1999)
[стр. 130]

130 Интересно распределились оценки за пределами трех наиболее важных для учителей индивидуальных ценностей.
В общем списке «витальных» ценностей четвертое место (но седьмое в целом среди ценностей) занимает позиция «материальное благополучие» (42,9%).
Именно эта проблема оценивается сегодня как самая острая среди всех социальных проблем, волнующих учительство.
Для сравнения, среди
учителей Санкт Петербурга ценность «материальное благополучие» получила поддержку 59% респондентов и находилась на третьем месте.1 Можно заметить, что за исследуемый период в структуре основных жизненных ценностей российских учителей достижение материального благополучия стало заметно более значимой ценностью.
И, как свидетельствуют результаты исследования московских педагогов, несмотря на поддержку ценности «семейное счастье», снизилось значение такой ценности как «воспитание детей».
Если рост значимости материального благополучия вполне объясним в контексте современных экономических реалий и захватывает
и профессиональные группы, то снижение ориентации учителя на такую ценность, как воспитание детей, является достаточно серьезным моментом.
Существенное снижение значимости этой ценности
15% возможно может весьма серьезно проявиться и в изменении собственно профессиональных установок, поскольку, эта ценность является по сути дела системообразующей в профессиональной деятельности учителя.2 Возможно, что изменение значимости ценности «воспитание детей» связано не только с тем, что в данных экономических условиях более значимой становится такая ценность, как обеспечение материального благополучия, но и с изменением социального состава учительства.
С тем, что в сферу образования за последнее время, как уже указывалось
1 Учитель.
Школа.
Общество.-С.147.
2 Учительство как социально профессиональная группа.-С.40.
[стр. 117]

117 Достаточно интересна динамика изменения жизненных ценностей в зависимости от возраста учителей.
Если для молодых специалистов (20-30 лез) наиболее значимой оказывается такая ценность, как "счастливая семейная жизнь" (77%), а далее "собственное здоровье" (55,7%) и "интересная работа" (52,5%), то преподаватели старшего поколения (31-44 и 45-60 лет) на первое место среди личных ценностей ставят "интересную работу " (64,3% и 71,4%), а потом уже "счастливую семейную жизнь" (57,4% и 70%) и "собственное здоровье" (52,7% и 52,9%).
Следует отмегить, что профессиональная деятельность становится доминирующей ценностью лишь в группе учителей с большим стажем работы.
Это парадоксально, поскольку ценность успешной профессиональной деятельности актуализируется в период, приближающийся к завершению трудовой активности учителя.
Показателен для нашего исследования сравнительный анализ жизненных ценностей московских и амстердамских учителей.
Следует обратить внимание на то.
что структура жизненных ценностей московских учителей существенно отличается от их амстердамских коллег.
Так, для последних существенно более значимыми оказываются такие жизненные ценности как полноценное общение с людьми и развитие своих способностей.
Безусловно, подобные различия во многом определяются общими культурологическими различиями ситуаций в Москве и Амстердаме.1 Интересно распределились оценки за пределами трех наиболее важных для учителей индивидуальных ценностей.
В общем списке "витальных" ценностей четвертое место (но седьмое в целом среди ценностей) занимает позиция "материальное благополучие" (42,9%).
Именно эта проблема оценивается сегодня как самая острая среди всех социальных проблем, волнующих учительство.
Для сравнения, среди * *
Собкни В.С..
Пнсарскпй П.С.
Жтиснныс ценности и отношение к сбраговапюп: кросекультурный янолю "Моею* • Амстердам*..
М..
1994.
• С.18-25.


[стр.,118]

118 учителей Санкт-Петербурга ценность "материальное благополучие" получила поддержку 59% респондентов и находилась на третьем месте.1 Можно заметить, что за исследуемый период в структуре основных жизненных ценностей российских учителей достижение материального благополучия стало заметно более значимой ценностью.
И, как свидетельствуют результаты исследования московских педагогов, несмотря на поддержку ценности "семейное счастье", снизилось значение такой ценности как " воспитание детей".
Если рост значимости материального благополучия вполне объясним в контексте современных экономических реалий и захватывает
все слои и профессиональные группы, то снижение ориентации учителя на такую ценность, как воспитание детей, является достаточно серьезным моментом.
Существенное снижение значимости этой ценности
на 15% возможно может весьма серьезно проявиться и в изменении собственно профессиональных установок, поскольку, эта ценность является по сути дела системообразующей в профессиональной деятельности учителя.2 Возможно, что изменение значимости ценности "воспитание детей" связано не только с тем.
что в данных экономических условиях более значимой становится такая ценность, как обеспечение материального благополучия, но и с изменением социального состава
учительсгва.
С тем, что в сферу образования за последнее время, как уже указывалось
выше, начинает вливаться значительное число специалистов без специального педагогического образования.
После ценности "обеспечения материального благополучия" в шкале индивидуальных ценностей учителей стоят: "любовь к близким" (41,4%), "уважение людей" (26,4%).
Седьмое место в списке "витальных ценностей и общее двенадцатое место в опросе по ценностным ориентациям занимает позиция "образование", которую отметили 19,3% респондентов.
Образование для учителя всегда являлось неотъемлемой составляющей его 1 Учтсль.
Школа.
Общолво.
С.
147.
: Учигсльслво как с<>цил;и.ж>-11]>1хкссио1галы!а! группа.
• С.
40.

[Back]