Проверяемый текст
Макарова Светлана Николаевна. Политическая социализация учительства в современной России (Диссертация 1999)
[стр. 132]

132 стороне преподавания может быть продиктован и малой опытностью приходящих в школу инженеров и других специалистов.
Но ведь их немного в общем числе учителей.
В каких областях хотели бы учителя продолжить свое образование? После знаний по предмету учителя
отметили в основном традиционные гуманитарные знания, дающие ключи к пониманию человека и человечества в разнообразных его проявлениях, к соотнесению себя с накопленными человечеством уроками и вечными ценностями: этику и психологию, искусство 28,3%, компьютерную грамотность (27,7%), педагогику (25,2%), историю (21,5%); 8,4% отметили потребность в совершенствовании знаний по истории религии, 9% в социологии.
К сожалению, на последнем месте стоит выбор философии всего 6,2%.То есть у очень небольшого числа учителей вызывает интерес та сфера знания, которая способствует расширению общего кругозора, росту общей эрудиции, позволяет понять и анализировать «связь времен».
Это лишний раз подтверждает тезис, что более всего пока ценится и
востребуегся в профессиональной учительской деятельности конкретика, методика, например, а также сиюминутные вопросы (организация учебного процесса, обсуждение новых учебников) захватывают почти все внимание учителей.
Все это сказывается при оценке образования как ценности, по видимому, пока большее предпочтение отдается не повышению образования вообще, а учительского, преимущественно, с методическим уклоном, методическим
акцентом.
Незначительную поддержку учителей получили такие ценности как «спокойная жизнь» (17,5%), «успех в жизни» (13,3%).
Десятое место среди жизненных ценностей и четырнадцатое место в общей шкале занимает ценность «личная независимость» (12,6%).
Выбор этой ценности, возможность действовать самостоятельно, согласно своим
[стр. 119]

119 профессии, оказывающей существенное влияние на развитие его личности, на систему его ценносгных ориентаций.
Причем не меньшую значимость для учителя, чем базовые научные знания но предмету, имеют общекультурные знания, позволяющие учителю быть хорошо подготовленным, всесторонне развитой и творческой личность, сохраняющей в себе способность к постоянному развитию и совершенствованию.
Эти знания помогают учителю осознать себя и роль своей деятельности в обществе.
Однако, как свидетельствуют результаты исследований, оценка образования учительством низкая.
С чем может быть связана такая оценка ценности образования.
Первое, что можно отметить, это общее падение престижа образования в стране, не гарантирующего ни положения в обществе, ни приличной заработной платы.
Это отразилось на всех учителях России.
Преподаватели Санкт-Петербурга оценили ценность ''образование" еще ниже, поставив на четырнадцатое место из предложенных шестнадцати позиций.1 Также можно предположить, что учителя в условиях дефицита времени более всего ориентированы не на повышение общего развития, а на желание расширять свои знания по предмету.
Интерес к методической стороне нередко превалирует над потребностью в собственных поисках новых знаний.
Особый интерес к методической стороне преподавания может быть продиктован и малой опытностью приходящих в школу инженеров и других специалистов.
Но ведь их немного в общем числе учителей.
В каких областях хотели бы учителя продолжить свое образование? После знаний по предмету учителя
отмстили в основном традиционные гуманитарные знания, дающие ключи к пониманию человека и человечества в разнообразных его проявлениях, к соотнесению себя с накопленными человечеством уроками и вечными ценностями: этику и психологию, искусство 28,3%, компьютерную грамотность (27,7%), педагогику (25,2%), историю (21.5%); 8,4% отметили потребностьв 1 Учительство как с4>цийлыю*1фофесааоналоьиня груши».
С.
158.


[стр.,120]

120 совершенствовании знаний по истории религии, 9,0% в социологии.
К сожалению, на последнем месте стоит выбор философии всего 6.2%.
То есть у очень небольшого числа учителей вызывает интерес та сфера знания, которая способствует расширению общего кругозора, росту общей эрудиции, позволяет понять и анализировать "связь времен".
Это лишний раз подтверждает тезис, что более всего пока ценится и
востребуется в профессиональной учительской деятельности конкретика, методика, например, а также сиюминутные вопросы (организация учебного процесса, обсуждение новых учебников) захватывают почти все внимание учителей.
Все это сказывается при оценке образования как ценности, по-видимому, пока большее предпочтение отдается не повышению образования вообще, а учительского, преимущественно, с методическим уклоном, методическим
акцептом.
Незначительную поддержку учителей получили такие ценности как "спокойная жизнь" (17.5%), "успех в жизни" (13,3%).
Десятое место среди жизненных ценностей и четырнадцатое место в общей шкале занимает ценность "личная независимость" (12.6%).
Выбор этой ценности, возможность действовать самостоятельно, согласно своим
убеждениям также, симптоматичен.
В реальной нашей действительности учитель пока человек достаточно зависимый.
Технологичность учительского труда, его повторяемость, заданное! ь определенным набором знаний и навыков делает учителя зависимым, ставя его в определенные рамки.
К этому добавим, что учитель ощущает себя исполнителем определенного социально заказа общества, но пока не его создателем или способным его существенно изменить.
Хотя Закон "Об образовании" предоставляет учителю больше свободы для творчества, все равно учитель зависим и уязвим в своем положении в иерархической структуре школы и органов народного образования.
В целом для менталитета учительства (как и для подавляющей части нашего населения) характерно доминирование установки на ло, что оно ведомое, его дело получать и исполнять социальный заказ от власти и руководства, а не проявлять независимость.

[Back]