139 событий; оказывали свое действие сохранившиеся обычаи и традиции, а также СМИ и другие социальные институты. Этот интерес затронул и систему школьного образования: в некоторых учебных заведениях было введено преподавание религиоведения, введены факультативы, приглашались для встреч с учащимися служители церкви. Открыты православные гимназии, воскресные школы, группы с религиозным воспитанием в дошкольных учреждениях. Но, как еще в 6 веке до нашей эры говаривал великий греческий философ Гераклит, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В конце XX столетия возвращение к религии происходит у нас после того, как несколько поколений людей не имели (в подавляющем большинстве) никаких связей с институциональной церковной организацией и официальной церковной идеологией. Даже посещение в советскую эпоху немногих открытых для богослужения храмов само по себе не включало человека в реальную церковную жизнь, лишь в минимальной степени знакомив его с религиозным мировоззрением. В брежневское время вера в Бога стала своего рода элитарным диссидентством, особенно среди творческой молодежи и интеллигенции. После длительного периода секуляризации, потери церковного и религиозного влияния на светскую жизнь, на умы людей в России, вряд ли можно вернуться к былому всеобъемлющему влиянию религиозной идеологии. Возможно, что религия сохранит свои позиции в модернизированном, модифицированном виде. Результаты нашего исследования подтверждают эту тенденцию развития. В ситуации идеологического вакуума, ценностно-нормативной неопределенности, ухудшения материального положения все больше учителей обращается к религии. Более половины учителей (68%) поддерживают процесс возрождения религиозных начал в духовной жизни нашего народа. Городские учителя более лояльны к процессу |
125 Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях ,г . Закон стал правовым воплощением новой политики государства, учитывающей объективную религиозность и ее масштабы. Остались неизменными главные принципы отделение церкви (религиозных организаций) от государства (ст.5) и отделение школы от церкви (религиозных организаций) (ст.6), хотя второй принцип претерпел определенные изменения. Именно религия, по мнению некоторых политических и общественных деятелей, и, прежде всего, православие были призваны заполнить идеологический вакуум, стать мировоззренческой базой национального единения россиян. Страна находилась в поиске идеологии, которая могла бы выступать в качестве идейного регулятора миропонимания, поведения и действий людей и стать вполне адекватной новой парадигме развития общества. Известный представитель православной интеллигенции А.Р. Бессмертный и социолог С.Б. Филатов писали: " Сегодня, в начале 90-х годов, мы видим повсеместный рост доверия к Церкви и надежд на то. что она сможет стать одной из ведущих моральных сил, которая будет способна решить многие проблемы нашего общества, облагородить его."1 2 На первых порах перестройки интерес к религии, подогреваемый средствами массовой информации, казался всеобщим. В стране сохранялось устойчивое внимание к религиозной стороне общественной жизни восстановление храмов, приходов, церквей, освещение значимых мест, событий: оказывали свое действие сохранившиеся обычаи и традиции, а также СМИ и другие социальные институты. Этот интерес затронул и систему школьного образования: в некоторых учебных заведениях было введено преподавание религоведспия, введены факультативы, приглашались для встреч с учащимися служители церкви. Открыты православные гимназии, воскресные школы, группы с религиозным воспитанием в дошкольных учреждениях. 1 Закон СССР "О свободе совести и религиозных ор! анизаниях" от 01.10.1990 г. Бессмертный А.Р.. Филатов С.Б. Парадоксы советскою бллгочестид//РетаП1Я и демократия: На пути к свободе совести.Вын. 2/Под общей рсд.С.Б.Филатова и Д.Е.Фурмана. -М.: Прогрссс-Культсря. 1993. С.83. 126 Но, как еще в 6 веке до нашей эры говаривал великий греческий философ Гераклит, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В конце XX столетия возвращение к религии происходит у нас после того, как несколько поколений людей не имели (в подавляющем большинстве) никаких связей с институциональной церковной организацией и официальной церковной идеологией. Даже посещение в советскую эпоху немногих открытых для богослужения храмов само по себе не включало человека в реальную церковную жизнь, лишь в минимальной степени знакомив его с религиозным мировоззрением. В брежневское время вера в Бога стала своего рода элитарным диссидентством, особенно среди творческой молодежи и интеллигенции. После длительного периода секуляризации, потери церковного и религиозного влияния на светскую жизнь, на умы людей в России, вряд ли можно вернуться к былому всеобъемлющему влиянию религиозной идеологии. Возможно, что религия сохранит свои позиции в модернизированном, модифицированном виде. Результаты нашего исследования подтверждают эту тенденцию развития. В еггтуации идеологического вакуума, ценностно-нормативной неопределенности, ухудшения материального положения вес больше учителей обращается к религии. Более половины учителей (68.0%) поддерживают процесс возрождения религиозных начал в духовной жизни нашего народа. Городские учителя более лояльны к процессу религиозного возрождения по сравнению с сельскими учителями. Педагоги-мужчины, как показало исследование, более сдержанно относятся к процессу религиозного возрождения. Анализ ответов в возрастных группах показал, что большее сочувствие религиозное возрождение, как процесс, необходимый нашему обществу, встретило у 20-30-летних. Его поддержало более 70% молодых учителей. Проблема религиозного возрождения сильнее всего коснулась, прежде всего, представителей старшего поколения, многие годы проживших в условиях пропаганды атеизма. Однако, как показали |