Проверяемый текст
Макарова Светлана Николаевна. Политическая социализация учительства в современной России (Диссертация 1999)
[стр. 141]

141 религиозной форме, несет в себе не столько религиозное, сколько земное содержание, земную мечту и добре и справедливости.
Значительная часть педагогов
испытывают различные материальные лишения, но не меньше учительство беспокоит и засилье бездуховности потребительского общества.
В целом налицо явная тяга людей к нормальной жизни, основанная на правилах, выработанных человечеством за несколько тысячелетий его существования и /дошедшим до нынешних поколений через Библию, Коран, Талмуд и другие аналогичные
источники.1 Сама религия подавляющим большинством понимается «не религиозно», а скорее социально утилитарно, как средство поддержания культуры и морали в обществе.
Большая часть респондентов,
поддержавших процесс возрождения религиозных начал в нашей жизни (55,7%), связывают этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных ориентиров в жизни каждого человека.
Поддержку возрождения роли церкви и религии в России 24,2% педагогов связывают с необходимостью подъема национального самосознания народов нашей страны, восстановлению утраченных традиций, символов; 35,4% с возрождением лучших образцов национальной культуры.
Упадок нравственной культуры общества резко ослабил защищенность духовного мира учителей.

Не зря следующей по рангу причиной поддержки религиозного возрождения в России учителя выбирали пункт, в котором указывается, что религия помогает перенести трудности нашей жизни.
Этот вариант ответа поддержали 17,2% респондентов.
Среди них значительная часть учителей предпенсионного и пенсионного возраста (45-60 лет), которые воспринимают религию как способ уйти от
1 Ковальский Н.
Религия в мировой политике // Свободная мысль.1992.-№9.-С.54.
[стр. 127]

127 исследования, среди них уровень поддержки этого процесса тоже достаточно высок и составляет более 60,2%.
Если проанализировать отношение учителей к процессу возрождения религиозно-духовных начал в нашей жизни, то следует признать, в ситуации кризиса, ломки и трансформации сложившихся форм и способов жизнедеятельности всех слоев общества, трансформируется и механизм воспроизводства веры и религиозности.
В ситуации утраты институтов, обеспечивающих традиционное производство религ иозности с детских лег и на ранней стадии социализации, таких, как религиозная семья, система религиозных учебных заведений, механизм производства религиозности оказывается "перевернутым".1 Религия в паши дни все больше выступает не в виде слепой веры и фанатизма, а в качестве своеобразного моральнонравственного регулятора, поборника социальной справедливости в сс религиозном смысле, обустройства на этих началах земного бытия людей.
Вера является своеобразным отражением тоски по лучшему земному устройству, потребностью в иных человеческих взаимоотношениях.
Эта потребность, выраженная в религиозной форме, несет в себе не столько религиозное, сколько земное содержание, земную мечту и добре и справедливости.
Значительная часть педагогов
испытывает различные материальные лишения, но не меньше учительство беспокоит и засилье бездуховности потребительского общества.
В целом налицо явная тяга людей к нормальной жизни, основанная на правилах, выработанных человечеством за несколько тысячелетий его существования и дошедшим до нынешних поколений через Библию, Коран, Талмуд и другие аналогичные
источники.2 Сама религия подавляющим большинством понимается "не религиозно", а скорее социально-утилитарно, как средство поддержания культуры и морали в обществе.
Большая часть респондентов,
1 Панков А.
А..
Подшив плюша В.И.
Проблемы воспроизводства рс/шгиошого сознания в иоегготадш ирном обЦоствс//Соц>* *<>-*оп(мсские исследования.
-1995.
•>& 11.С.
100.
* Ковальский Н.
Религия в мирово!! пол1пикс//Свободнпя мысль -1992.№) -С 54.


[стр.,128]

128 поддержавших процесс возрождения религиозных начал в нашей жизни (55,7%), связывают этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных ориентиров в жизни каждого человека.
Поддержку возрождения роли церкви и религии в России 24,2% педагогов связывают с необходимостью подъема национального самосознания народов нашей страны, восстановлению утраченных традиций, символов; 35,4% с возрождением лучших образцов национальной культуры.
Упадок нравственной культуры общества резко ослабил защищенность духовного мира учителей.

Нс зря следующей по рангу причиной поддержки религиозного возрождения в России учителя выбрали пункт, в котором указывается, что религия помогает перенести трудности нашей жизни.
Этот вариант ответа поддержали 17,2% респондентов.
Среди них значительная часть учителей предпенсионного и пенсионного возраста (45-60 лет), которые воспринимают религию как способ уйти от
реальной жизни, перенести все трудности.
По мере снижения возраста учителей этот показатель становится меньше.
Как мы видим, питают веру не только сами религиозные чувства, но и некоторые психологические мотивы (помощь и поддержка верующих).
К сожалению, следует отметить, что лишь немногие из опрошенных учителей связывают рассматриваемое явление с началом подлинной свободы религиозных взглядов человека.
Проведенный опрос позволил увидеть палитру верований.
Из обшей массы респондентов признали себя верующими более половины давших ответ на этот вопрос 55.4%.
Не смогли определиться в своей религиозной принадлежности 16.9% респондентов.
Более низкий уровень самоопределенностн продемонстрировали сельские учителя, каждый пятый сельский респондент не справился с ответом (20,4%, среди городских 12,9%).
Верующими назвали себя 60.0% городских и 57.8% сельских респондентов.
Среди учителей СанктПетербурга в 1994 году верующими назвали себя 38% учителей,

[Back]