Проверяемый текст
Макарова Светлана Николаевна. Политическая социализация учительства в современной России (Диссертация 1999)
[стр. 142]

142 реальной жизни, перенести все трудности.
По мере снижения возраста учителей этот показатель становится меньше.
Как мы видим, питают веру не только сами религиозные чувства, но и некоторые психологические мотивы (помощь и поддержка верующих).
К сожалению, следует отметить, что лишь немногие из опрошенных учителей связывают рассматриваемое явление с началом подлинной свободы религиозных взглядов человека.
Проведенный опрос позволил увидеть палитру верований.
Из
общей массы респондентов признали себя верующими более половины давших ответ на этот вопрос 55,4%.
Не смогли определиться в своей религиозной принадлежности 16,9% респондентов.
Более низкий уровень
самоопределенности продемонстрировали сельские учителя, каждый пятый сельский респондент не справился с ответом (20,4%, среди городских 12,9%).
Верующими назвали себя 60% городских и 57,8% сельских респондентов.
Среди учителей Санкт Петербурга в 1994 году верующими
называли себя 38% учителей, неверующими 29%, 33% опрошенных учителей еще не определились в своем отношении к религии.1 Учителя женщины относятся к вере более лояльно: среди женщин почти в 2 раза больше тех, кто соотносит себя с какой либо религией (69,2% против 38,6% среди мужчин).
В демографических группах более всего верующих пришлось на учителей в возрасте 25 30 лет (62,6%) и учителей 31-44
года (59,5%).
В нашем обществе, многие десятилетия
существующем как атеистическое, рост религиозности совсем не тождественен усилению популярности традиционного для России православия.
С 1991 по 1994 год число учителей,
считавших себя православными, увеличилось на 15%.
Сходная тенденция прослеживается и по отношению к другим
'Учитель.
Школа.
Общество.-С.15,193.
[стр. 128]

128 поддержавших процесс возрождения религиозных начал в нашей жизни (55,7%), связывают этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных ориентиров в жизни каждого человека.
Поддержку возрождения роли церкви и религии в России 24,2% педагогов связывают с необходимостью подъема национального самосознания народов нашей страны, восстановлению утраченных традиций, символов; 35,4% с возрождением лучших образцов национальной культуры.
Упадок нравственной культуры общества резко ослабил защищенность духовного мира учителей.
Нс зря следующей по рангу причиной поддержки религиозного возрождения в России учителя выбрали пункт, в котором указывается, что религия помогает перенести трудности нашей жизни.
Этот вариант ответа поддержали 17,2% респондентов.
Среди них значительная часть учителей предпенсионного и пенсионного возраста (45-60 лет), которые воспринимают религию как способ уйти от реальной жизни, перенести все трудности.
По мере снижения возраста учителей этот показатель становится меньше.
Как мы видим, питают веру не только сами религиозные чувства, но и некоторые психологические мотивы (помощь и поддержка верующих).
К сожалению, следует отметить, что лишь немногие из опрошенных учителей связывают рассматриваемое явление с началом подлинной свободы религиозных взглядов человека.
Проведенный опрос позволил увидеть палитру верований.
Из
обшей массы респондентов признали себя верующими более половины давших ответ на этот вопрос 55.4%.
Не смогли определиться в своей религиозной принадлежности 16.9% респондентов.
Более низкий уровень
самоопределенностн продемонстрировали сельские учителя, каждый пятый сельский респондент не справился с ответом (20,4%, среди городских 12,9%).
Верующими назвали себя 60.0% городских и 57.8% сельских респондентов.
Среди учителей СанктПетербурга в 1994 году верующими
назвали себя 38% учителей,

[стр.,129]

129 неверующими 29%, 33% опрошенных учителей еще не определились в своем отношении к религии.1 Учителя-женщины относятся к вере более лояльно: среди женщин почти в 2 раза больше тех, кто соотноси! себя с какой-либо религией (69,2% против 38,6% среди мужчин).
В демографических группах более всего верующих пришлось на учителей в возрасте 25-30 лет (62,6%) и учителей 31-44
лет (59,5%).
В нашем обществе, многие десятилетия
существовавшем как атеистическое, рост религиозности совсем не тождествен усилению популярности традиционного для России православия.
С 1991 по 1994 год число учителей,
считающих себя православными, увеличилось на 15%.
Сходная тенденция прослеживается и по отношению к другим
конфессиям: больше стало католиков, исповедующих ислам, иудаизм, буддизм.2 Видимо, отходя от атеизма, далеко не все учителя приобщаются к православию, а уходят в другие религии.
Особенно эта тенденция выражена среди молодежи.
Свидетельством тому является рост интереса к иным конфессиям: католической, протестанской.
Резко усилился интерес к восточным религиям.
Сказанное подтверждается данными о том, что количество христианских общин (всех конфессий н деноминаций) выросло с 1990 по 1996 год в два с лишним раза, а нехристианских в три с лишним раза.3 Также следует отметить, что многонациональный состав России предполагает наличие многих конфессий в городах и селениях.
Это создает комплекс проблем как внутри школ, так и в системе школьного образования.
Только проблемы потоков беженцев рождают их практически постоя и но, есть и другие аспекты.
Согласно результатам проведенных исследований, 33,3% учителей, по их словам, исповедуют ту или иную религию.
Одни общехристианскую (24,8%, другие православную (8,3%), третьи ислам (2,5%), четвертые 1 Учитель.
Школа.
Общество.
* С.
15,193.

2 Учительство как сош1ально-пр<м1сссиональная группа.
С.
44 * ВасилеискнП Ю.Л.
Заметки о религиозной ориентации учителсЛ//'Сошюлоп1чсскнс исслсмонаиич.
1997.№ 9.
С.
80; Ротснблум Ю.
Освобожденная сопссгь//Нстивишмая 1втег».
-1996.
-16 апреля.

[Back]