34 в области изучения социально политических процессов в России, формирования политической культуры, социализации интеллигенции (в частности, учительства). Результаты исследования могут быть использованы в образовательной системе различных уровней и направлений. ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЬСТВА КАК ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. 1.1. Теоретические вопросы политической социализации в отечественном и зарубежном гуманитарном знании. Гражданские качества личности не наследуются, а формируются в процессе ее взаимодействия с обществом, группами, другими индивидами. Мир политического в той или иной форме и степени затрагивает всех и каждого члена общества. Поэтому люди должны иметь хотя бы самые общие представления о политике и механизме се функционирования. Граждане усваивают, «впитывают» в себя господствующую в данном обществе политическую культуру. Каждый отдельный человек (вольно или невольно) включается в процесс политических отношений, постепенно преображается в «политикокультурное существо», обладающее гражданским и политическим самосознанием. В этом смысле можно говорить о политической социализации людей. Понятие «политическая социализация» возникло по аналогии с понятием «социализация» (от лат. 8ос1а1з общественный), которое уже давно существует в социологии и психологии. Понятие «социализация» впервые было введено в научный оборот в конце прошлого века американским социологом Ф. Гиддингсом для обозначения процесса «развития социальной природы человека».1 Хотя, по мнению К. Хуррельманна, на научном языке понятие «социализация» ОккИп^зР. ТЬе ТЬеогу озГ ЗоааИгабоп. МУ. 1897. Р. 22.1 |
29 Глава 1. Политическая социализация учительства как социологическая проблема §1. Сущность, содержание, основные характеристики политической социализации Мир политического в той или иной форме и степени затрагивает всех и каждого члена общества. Поэтому люди должны иметь хотя бы самые общие представления о политике и механизмах ее функционирования, о том, в чьих руках находятся бразды правления страной, регионом, городом, кто принимает решения, кто несет ответственность за их выполнение. Однако гражданские качества личности не наследуются, а формируются в процессе ее взаимодействия с обществом, группами, другими индивидами. Граждане усваивают, "впитывают" в себя господствующую в данном обществе политическую культуру. Каждый отдельный человек (вольно или невольно) включается в процесс властных отношений, постепенно преображается в "политико-культурное существо", обладающее гражданским и политическим самосознанием. В этом смысле можно говорить о политической социализации людей. Понятие "политическая социализация" возникло по аналогии с понятием "социализация" (от лат. $оиа1$ общественный), которое уже давно существует в социологии и психологии. Понятие "социализация" впервые было введено в научный оборот в конце прошлого века американским социологом Ф. Гиддингсом и французскими социопсихологами для обозначения процесса "развития социальной природы человека".1 Хотя, по мнению К.Хуррельманна, на научном языке понятие "социализация" распространилось в нынешнем столетии и одним из первых его ввел в науку Э.Дюркгейм, тесно связавший его с понятием воспитание", которое понимал как социально важный процесс введения новых поколений человеческих существ, "асоциальных к моменту рождения", в сферу "социальной жизни".2 Дюркгеймовское понятие 1 СНсМтде ГТЪе ТЬеогу аГЗосмНяншп. >Г.У. ,1897. -Р. 22. Х>ррсльмаш1 К. Социальная структура к развитие личности: Введение в теорию сощ1ал1Ш1ДОИ//Рс«^жу>нал. Сер.II.Социология.» 1997.№•!.С. 180. |