37 Если большинство западных школ понимает «социализацию» как адаптацию, то советские авторы подчеркивали в процессе социализации собственную активность субъекта, его саморазвитие. По их мнению, социализация не является адаптацией, она не сводится к прямому усвоению индивидом исторического опыта и однозначному подчинению господствующим в данной социальной среде нормам и установкам. Социализация представляет выход за пределы, достигнутые предшествующими поколениями. В советской науке в 50 -60 годы, особенно в социальной психологии и социологии, было распространено определение социализации как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Социализация понималась как приобщение индивида к ценностям общества, класса, как присвоение им общественных отношений, как «включение его в систему общественных отношений класса, общества». Однако в этих работах развитие личности детерминируется внешними обстоятельствами, не указывается на активную деятельность индивида. В более поздних исследованиях «социализация» рассматривается как интегрирующий деятельный процесс, двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, в котором обе стороны являются активными, подчеркивается момент активности индивида, фиксируемый понятием социализация».1 Правомерен, на наш взгляд, анализ социализации индивида с акцентом на конкретно-историческом проявлении этого процесса в различных социальных системах. Таким образом, в основу содержания понятия «социализация» советская наука вкладывала понимание сс диалектического процесса, выражающие противоречивое единство индивида и общества, результатом разрешения которого является конкретно-историческая форма социальности личности. Исходя из этого, Москаленко В.В. формулирует следующее философское определение Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. С. 340, 337. |
31 методологические предпосылки приводят к единому взгляду на социализацию как адаптацию индивида к условиям среды. К. Хуррельманн рассматривает социализацию как "процесс рождения, формирования и развития человеческой личности. Этот процесс актуализируется в зависимости от организма и во взаимодействии с ним, с одной стороны, а с другой в зависимости и во взаимодействии с существующими социальными, экологическими жизненными условиями, существующими в конкретном, исторически определенном обществе. Социализация означает процесс, в ходе которого человеческое существо со своими специфическими диспозициями становится социально зрелым индивидом, снабженным динамически поддерживаемыми на протяжении всей жизни способностями и умением эффективной деятельности, как в целом обществе, гак и в отдельных его элементах".1 Если большинство западных школ понимает "социализацию" как адаптацию, то советские авторы подчеркивали в процессе социализации собственную активность субъекта, его саморазвитие. По их мнению, социализация не является адаптацией, она не сводится к прямому усвоению индивидом исторического опыта и однозначному подчинению господствующим в данной социальной среде нормам и установкам. Социализация представляет выход за пределы, достигнутые предшествующими поколе)шями. В советской науке в 50-60 годы, особенно в социальной психологии и социологии, было распространено определение социализации как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.2 Социализация понималась как приобщение индивида к ценностям общества, класса, как присвоение им общественных отношений, как "включение его в систему общественных отношений класса, общества".' Однако в этих работах развитие личности детерминируется внешними обстоятельствами, не указывается на активную 1 Хуррельманн К. Ука*. соч. • С. 180. 2 Кон И.С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967. С. 22. 1 Коган Л.Н. Цель II смысл жшн»1 челотзеа. -М: Мысль, 1984. С. 37, 39. 32 деятельность индивида. В более поздних исследованиях "социализация” рассматривается как интегрирующий деятельный процесс, двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, в котором обе стороны являются активными, подчеркивается момент активности индивида, фиксируемый понятием "социализация."1 Правомерен, на наш взгляд, анализ социализации индивида с акцентом на конкретно-историческом проявлении этого процесса в различных социальных системах. Таким образом, в основу содержания понятия "социализация" советская наука вкладывала понимание ее как диалектического процесса, выражающего противоречивое единство индивида и общества, результатом разрешения которого является конкретно-историческая форма социальности личности. Исходя из этого, Москаленко В.В. формулирует следующее философское определение социализации личности. Социализация это процесс взаимодействия индивида и общества на основе предметио-преобразующей трудовой деятельности индивида, результатом которого является конкретно-историческая форма его социальности.2 В современной отечественной педагогике и психологии понятие "социализация" трактуется достаточно широко, как процесс и результат включения человека в общество, благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры. Этой позиции придерживались В.Вагнер. В. Бехтерев. Н. Ланге, П.Лесгафт. А.Лазурский. П.Каптерев, А.Красновский, П.Выготский и другие.3 Словарь-справочник по социологии и политологии дает следующее определение: "Социализация осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт : Андрее** Г.М. Социальная психология. -М.. 19»0. С. 340. 337. ; Москаленко В.Б. Социализация шчносги: философский аспскг. -Кисе, 19Н6. С. 15. ? Бия-Бал Б.М. Образование в кошсксгс со! шалила цш1//Псда! огика. -1993.М» 1. -С.З. |