45 Уровень общественной поддержки, которой располагает политическая система, позволяет установить границы, внутри которых режим может осуществлять государственную политику. Изменения в политической социализации ведут к изменению этих границ и, следовательно, степени доверия, которым пользуются должностные лица. Хотя подобные изменения имеют место в любом обществе, наиболее выразительным примером служат авторитарные системы, где политические элиты стремятся систематически формировать и контролировать политическую ориентацию масс. Политическая власть добивается поддержки масс путем принуждения, поскольку обладает необходимыми для этого средствами. Одним из показателей цивилизованности общества является то, что насилие заменяет самодисциплина и самопринуждение, которые выглядят добровольными, но в действительности расчетливо созданы такой менее грубой процедурой, как воспитание сознательного понимания гражданского долга. Политическая социализация в своей сущности представляет собой воспроизводство политических структур существующего общества, характерных для него общественно-политических отношений, направленности их дальнейшего развития, а также воспроизводство специфических качеств субъектов этих отношений личностей, фактически воссоздающих, поддерживающих и реализующих эти отношения в процессе своей жизнедеятельности. Политическая социализация выполняет роль своеобразного посредника, связывающего «прошлое с будущим», гак как в процессе ее образцы политической культуры, в каких бы типах она не существовала, переходят от эпохи к эпохе, передаются от одного поколения к другому. Она является своего рода способа организации исторической преемственности в политической сфере. Но со сменой политического ландшафта даже в рамках одного |
38 предписывает определенную модель отношений власти и личности. Используя различные социально-психологические методы принятия, послушания, подчинения этой власти, политические режимы добиваются своей цели. В качестве основных социально-психологических форм подчинения функционирующей политической власти, как правило, используются: ценностное обеспечение единства взглядов, заинтересованное приобщение к политическим порядкам и принудительное навязывание единомыслия. Реализация этих социально-психологических механизмов формирования политического сознания, поведения людей во многом определяется конкретно-историческими условиями, особенностями политической системы, конкретными задачами определенного политического режима. А результатом действия этих механизмов будет различная степень вовлеченности личности в политику, высокий или низкий уровень ее активности, развитости ее политического сознания. Уровень общественной поддержки, которой располагает политическая система, позволяет установить границы, внутри которых режим может осуществлять государственную политику. Изменения в политической социализации ведут к изменению этих границ и. следовательно, степени доверия, которым пользуются должностные лица. Хотя подобные изменения имеют место в любом обществе, наиболее выразительным примером служат авторитарные системы, где политические элиты стремятся систематически формировать и контролировать политическую ориентацию масс. Политическая власть добивается поддержки масс путем принуждения, поскольку обладает необходимыми для этого средствами. Одним из показателей цивилизованности общества является то, что насилие заменяют самодисциплина и самопринуждение, которые выглядят добровольными, но в действительности расчетливо созданы такой менее 1-рубой процедурой, как воспитание сознательного понимания гражданского долга. Политическая социализация в своей сущности представляет собой воспроизводство политических структур существующего общества, 39 характерных для него общественно-политических отношений, направленности их дальнейшего развития, а также воспроизводство специфических качеств субъектов этих отношений личностей, фактически воссоздающих, поддерживающих и реализующих эти отношения в процессе своей жизнедеятельности. Политическая социализация выполняет роль своеобразного посредника, связывающего "прошлое с будущим", так как в процессе ее образцы политической культуры, в каких бы типах она не существовала, переходят от эпохи к эпохе, передаются от одного поколения к другому. Она является своего рода способом организации исторической преемственности в политической сфере. Но со сменой политического ландшафта даже в рамках одного жизненного цикла возникает необходимость рекрутировать новых участников, снабдить их официальными ценностями и тем самым укрепить систему. В современном обществе процесс политической социализации это, прежде всего овладение демократическими ценностями, нормами и культурными образцами. Политическую социализацию следует рассматривать как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, передачу индивиду политической информации, знаний, его приобщение к существующим политическим ценностям и ориентирам, усвоение им социального опыта, норм и ролей, навыков и умений посредством вхождения в систему сформированных общественных отношений, с другой стороны, процесс не просто воспроизводства, но и дальнейшего развития индивидом существующей системы общественных отношений за счет его активной деятельности в процессе включения в социально-политическую среду. Таким образом, если суть социализации вообще состоит в процессе усвоения человеческим индивидумом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качесгве полноправного члена общества, то суть политической социализации можно определить как процесс включения личности в политические отношения, общественнополитическую жизнь. |