61 национальных традиций, конфессиональной среды, при известном влиянии экономических и социальных отношений позволяет выявить наиболее устойчивые черты политической социализации конкретных обществ. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образны политического поведения, выделяются несколько типов политической социализации: плюралистический, конфликтный, гегемонистский (существовал в России в советское время, а также в странах социалистической системы). Данные типы политическойсоциализации выражают зависимость формирования техили иных свойств и качеств человека от влияния доминирующих структур и институтов власти, несущих нормы и ценности господствующей (официальной) политической культуры (это типы так называемой вертикальной социализации). Наряду с этими устойчивыми ориентациями людей на соответствующие способы взаимодействия с властью в обществе складываются и многочисленные модели политического поведения, нормы и ценности которым задают различные группы, ассоциации и объединения граждан (например, партии, чьи цели находятся в резкой оппозиции правящему режиму). Такие типы «горизонтальной» политической социализации носят частный характер. Однако переплетение именно этихспецифических норм, ценностей и способов включения в политическую жизнь подтверждает сложный и противоречивый характер поиска человеком собственных политических идеалов, предпочтительных способов защиты прав и ведения диалога с властью. Эти микромодели политического участия граждан выражают творческий характер политической социализации, а равно сложность воспроизводства и развития политической культуры общества. |
53 различиями в механизме передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах, ученые выделили наиболее существенные типы политической социализации. Проявление этих устойчивых образцов политического поведения личности, в которых проявляется уровень ее политической зрелости, самостоятельности, способности быть ответственным за свой политический выбор, наиболее характерно для этапа вторичной социализации. На этой стадии социализации характер политического взаимодействия власти и индивида может быть основан на диалоге, консенсусе или конфликте между ними. Это обусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием различных субкультур внутри нее. Степень культурной однородности, и, прежде всего исторических и национальных традиций, конфессиональной среды, при известном влиянии экономических и социальных отношений позволяет выявить наиболее устойчивые черты политической социализации конкретных обществ. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяются несколько типов политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистсклй (существовал в России в советское время, а также в охранах социалистической системы). Данные типы политической социализации выражают зависимость формирования тех или иных свойств и качеств человека от влияния доминирующих структур и институтов власти, несущих нормы и ценности господствующей (официальной) политической культуры (это типы так называемой вертикальной социализации). Наряду с этими устойчивыми ориентациями людей на соответствующие способы взаимодействия с властью в обществе складываются и многочисленные модели политического поведения, нормы и ценности которым задают различные группы, ассоциации и объединения граждан (например, партии, чьи цели 54 находятся в резкой оппозиции правящему режиму). Такие типы "горизонтальной" политической социализации носят частный характер. Однако переплетение именно этих специфических норм, ценностей и способов включения в политическую жизнь подтверждает сложный и противоречивый характер поиска человеком собственных политических идеалов, предпочтительных способов защиты своих прав и ведения диалога с властью. Эти микромодели политического участия граждан выражают творческий характер политической социализации, а равно сложность воспроизводства и развития политической культуры общества. В.Н. Амелин отмечает существование различных типов политической социализации, определяемых уровнем развития общества и характером политической системы. Ссылаясь на М. Дугласа, он выделяет два независимых базовых параметра, по которым можно оценить социализацию индивида: это уровень регламентации поведения индивида или степень его управляемости и уровень его сопричастности политической сисгеме.1 Структурно-организованная упорядоченность процесса политической социализации, способы взаимосвязи его компонентов представляют собой механизм политической социализации. В качестве компонентов этого процесса можно выделить самого социализируемого индивида (группу), институты и агентов политической социализации, оказывающих влияние на личность или общность. Механизм политической социализации определяется социальноэкономической структурой общества. Нго нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Агенты политической социализации это люди, влияющие на индивида в процессе его социализации. Их можно подразделить на участвующих в совместной деятельности индивидов на более или менее равных правах, на люден, обладающих авторитетом и прививающих Лмс;пш В.Н. Социология полигики. М., 1992 С. I ИМ 11. |