Проверяемый текст
Макарова Светлана Николаевна. Политическая социализация учительства в современной России (Диссертация 1999)
[стр. 71]

71 содержание: принуждение в правовом государстве должно осуществляться в рамках закона, а метод убеждения предполагает терпимое отношение к иным идеологиям.
Воздействие извне может вызвать сопротивление изнутри, со стороны личности (стихийно или осознанно противостоящее воздействию извне).
Формы реакции индивида как объекта воздействия могут быть от пассивного неприятия до активного сопротивления внешнему воздействию.
Тоталитарная и демократическая политические культуры несовместимы, поэтому этот переход требует изменения политических ценностей, норм и стереотипов политического поведения, и, естественно, влечет за собой значительные трудности.
Перестройка системы ценностей не происходит автоматически и протекает со значительным отставанием от социально экономических и политических процессов в обществе.
Особенность переходного периода заключается в том, что в настоящее время единый целостный механизм политической социализации отсутствует: старый механизм разрушен, существующие механизмы внутренне
противоречивы.
Старая система общественно политических и
идеологических ценностей дискредитирована (хотя на нее еще ориентируются значительные группы населения), а либеральные политические ценности не востребованы широкими слоями населения; прежние институты и агенты политической социализации исповедуют различные политические предпочтения, причем часто конъюнктурные и эгоистичные, гражданское общество находится в процессе становления, отсутствуют устойчивые интересы, нет прочных связей между субъектами социально политического процесса.
Переход к демократии должен быть связан со становлением новых, демократических механизмов.
Смена механизма политической социализации в первую очередь будет означать изменение объективных
[стр. 62]

62 социальных последствиях осуществляемых действий.
Эго позволят общественному мнению воздействовать на принимаемые решения и деятельность властей.
Современный период политической социализации характеризуется тем.
что проходит в эпоху реформирования общества, когда стоит задача перехода от одного типа политической культуры к другому.
Тоталитарный режим в нашей стране выработал мощнейшую технологию насаждения адекватных этому режиму идеологических стереотипов и форм поведения.
Ему был свойственен способ политической социализации с помощью властных, принудительных методов (обязательное членство в общественно-политических организациях, начиная с детского возраста до пенсионного, подписка на политические издания, присутствие на общественно-политических мероприятиях).
В демократическом обществе способы взаимосвязи компонентов социализации по форме остаются прежними, но изменяется их содержание: принуждение в правовом государстве должно осуществляться в рамках закона, а метод убеждения предполагает терпимое отношение к иным идеологиям.
Воздействие извне может вызвать сопротивление изнутри, со стороны личности (стихийно или осознанно противостоящее воздействию извне).
Формы реакции индивида как объекта воздействия могут быть от пассивного неприятия до активного сопротивления внешнему воздействию.
Тоталитарная и демократическая политические культуры несовместимы, поэтому этот переход требует изменения политических ценностей, норм и стереотипов политического поведения, и, естественно, влечет за собой значительные трудности.
Перестройка системы ценностей не происходит автоматически и протекает со значительным отставанием от социально-экономических и политических процессов в обществе.
Особенность переходного периода заключается в том, что в настоящее время единый целостный механизм политической социализации отсутствует: старый механизм разрушен, существующие механизмы внутренне
прот1творечнвы.
Старая система общественно-политических и


[стр.,63]

63 идеологических ценностей дискредитирована (хотя на нее еще ориентируются значительные группы населения), а либеральные политические ценности пока не востребованы широкими слоями населения; прежние институты и агенты политической социализации исповедуют различные политические предпочтения, причем часто конъюнктурные и эгоистичные, гражданское общество находится в процессе становления, отсутствуют устойчивые интересы, нет прочных связен между субъектами социально-политического процесса.
Переход к демократии должен быть связан со становлением новых, демократических механизмов.
Смена механизма политической социализации в первую очередь будет означать изменение объективных
условий: стабилизация власти, укрепление политической структуры, соблюдение законности и правопорядка в стране, улучшение экономических и социальных условий жизни .людей, гак как складывающаяся политическая культура не может быть выше, чем реальная способность данного социума адаптировать и интериоризовывать демократические ценности, процедуры, правила, установки.1 Решение этой задачи требует опережающей перестройки и переориентации институтов политической социализации и отношений между ними.
Положение усложняется тем, что ломка сознания, смена стереотипов происходит не только у социализируемых индивидов, но и у агентов социализации.
Механизмы должны быть переориентированы с задач внешнего контроля на формирование внутреннего контроля, этики и н дм в иду ал ьной от ветствен н ости.2 В этих условиях возрастает функция школьного образования, учителя как агента политической социализации, проводника и носителя политической культуры; актуализируется значение учительской социальнопрофессиональной группы как объекта и субъекта социализации.
1 Фаруюпин М.Х., Юртасв А.Н.
Ог культуры конфронтации к культуре лиалот//Пошгппеские исследования.
-1992.3.
С.152.
: Парахонская А.Г Политическая сошштишшя сс мсхаиитмы/УФсномен политической власти.
-Тверь.
1993.
• С.
21-33.

[Back]