73 профессии, власть, доход, образование или знание, религиозная или ритуальная чистота, родственные или этнические группы.1 Несомненно, что эта теория опирается на традиционные основы западного общества, и напрямую переносить ее на российское общество, находящееся в стадии кардинальных изменений, было бы ошибкой. Поэтому мы будем опираться только на те признаки социальной группы, которые характерны для российских учителей в условиях переходного периода. Каждый конкретный учитель ежедневно в той или иной мере осуществляет властные функции в определенной группе учащихся, причем эти функции пронизывают всю их жизнедеятельность от организации учебного процесса, интеллектуальной деятельности до манеры поведения, формы речи и общения, стиля мышления. Вольно или невольно учитель находится в роли первого лица по отношению к ученикам. Ему же принадлежит и функция мобилизации интеллектуальных, духовных, жизненных и организационных ресурсов учащихся для как индивидуальных, гак и коллективных целей. Хотелось бы также обратить внимание на фактор «замедленного действия», который в русской традиции принято обозначать как «эффект первой учительницы». Влияние отдельных личностей многие люди проносят через всю жизнь. Это может быть личный пример, поступок, мотив выбора профессии и так далее, суть заключается в том, что некоторые события школьных лет запечатлеваются в сознании людей надолго, оказывая влияние на протяжении всей жизни. Возможно, что могущество учительской профессии следует оценивать, прежде всего, с этой точки зрения. И, по видимому, Б. Барбер прав, утверждая, что оно 1 Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности И Американская социология. М., 1972. С.235 247. |
64 Для характеристики учительства как социально-профессиональной группы, на наш взгляд, будет целесообразным рассмотрение его с помощью методики, предложенной Бернардом Барбером, который определил набор признаков, идентифицирующих страты: престиж профессии, власть, доход, образование или знание, религиозная или ритуальная чистота, родственные или этнические группы.1 Несомненно, что эта теория опирается на традиционные основы западного общества, и напрямую переносить ее на российское общество, находящееся в стадии кардинальных изменении, было бы ошибкой. 11оэтому мы будем опираться только на те признаки социальной группы, которые характерны для российских учителей в условиях переходного периода. Каждый конкретный учитель ежедневно в той или иной мере осуществляет властные функции в определенной группе учащихся, причем эти функции пронизывают всю их жизнедеятельность от организации учебного процесса, интеллектуальной деятельности до манеры поведения, формы речи и общения, стиля мышления. Вольно или невольно учитель находится в роли первого лица по отношению к ученикам. Ему же принадлежит и функция мобилизации интеллектуальных, духовных, жизненных и организационных ресурсов учащихся для достижения для достижения как индивидуальных, так и коллективных целей. Хотелось бы также обратить внимание не фактор "замедленного действия", который в русской традиции принято обозначать как "эффект первой учительницы". Влияние отдельных личностей многие люди проносят через всю жизнь. Это может быть личный пример, поступок, мотив выбора профессии и такдалее, суть заключается в том, что некоторые события школьных лет запечатлеваются в сознании людей надолго, оказывая влияние на протяжении всей жизни. Возможно, что могущество учительской профессии следует оценивать, прежде всего, с этой точки зрения. И, по 1 Барбер Б. С1рукг>ра социальной стратификации и тенденции социальной мобилы!Остн//Ам<риханекая социология. -М., 1972. -С. 235-24?. |