определения способов деятельности педагога по развитию творческой личности будущего инженера. Усвоение информации на репродуктивном и творческом уровнях принимается за цели обучения системы обучения. ЦЕЛЬ обозначает предвосхищение в сознании некоторого результата, на достижение которого направлены действия субъекта носителя этой цели; некую динамическую целостность, сохраняющуюся в контексте непрерывно меняющихся действий; предполагаемый конечный результат. Таким образом, конечный результат обучения формирование сохраняемых моделей содержания графического образования на репродуктивном и творческом уровнях и осознание отношения к усваиваемому графическому материалу. Несмотря на то, что такой термин как цель постоянно используется педагогами, однако не всегда осознается. Преподаватели, особенно технических вузов, считают основным в обучении знание и владение информацией предметной области. Они часто формулируют цель как «решение задач...», «выполнение графической работы...» и т.п. Однако при этом называют формы и способы деятельности. Тогда как при обучении в вузе цель всегда развитие личности студента средствами изучаемого предмета. Анализ планов преподавателей, беседы с ними позволяют отметить, что цели понимаются чаще всего как способы деятельности: «научить», «сформировать», «изучить» и т.п. Вместе с тем понимание целей не дает возможности педагогу фиксировать реализацию целей в процессе обучения при любых учебных ситуациях. Опрос преподавателей начертательной геометрии и 'инженерной графики показал недостаточную подготовленность самих преподавателей в вопросах целеполагания, технологий преподавания и самой сущности графической культуры студентов технического вуза. В результате опроса 22 человек преподавателей графики вузов г. Оренбурга (см. приложение 4) выявилось: 1. Владение графическими знаниями и умениями их применить в учебной и профессиональной деятельности 100%. 109 |
105 нужна не случайная совокупность графических заданий, а система их, отличающаяся рядом показателей, включающих их решения (сначала на репродуктивном уровне, затем —с переходом к творческим задачам, с учетом типов проблем, методов познания в данной области знаний). Институт призван готовить творческих специалистов, он должен помочь развитию природных задатков до их возможного для данного субъекта предела и превратить посильное творчество в личную ценность, то есть развивать графическую культуру личности. Развитие творческого начала невозможно без осознания участниками делового процесса нравственной позиции к процессу познания и создания эмоционального климата в аудитории. Решающую роль играет позиция педагога, его творческий энтузиазм, его благожелательность, создаваемая ими атмосфера свободы мысли и самопроявления. Этот вопрос требует специального исследования, осознания процесса соединения реализации целей обучения и формирования мотивов такой деятельности и определения способов деятельности педагога по развитию творческой личности будущего инженера. Усвоение информации на репродуктивном и творческом уровнях принимается за цели обучения системы обучения. ЦЕЛЬ обозначает предвосхищение в сознании некоторого результата, на достижение которого направлены действия субъекта носителя этой цели; некую динамическую целостность, сохраняющуюся в контексте непрерывно меняющихся действий; предполагаемый конечный результат. Итак, конечный результат обучения формирование сохраняемых моделей содержания графического образования на репродуктивном и творческом уровнях и осознание отношения к усваиваемому графическому материалу. Несмотря на то, что такой термин как цель постоянно используется педагогами, однако не всегда осознается. Преподаватели, особенно техниче 106 ских вузов, считают основным в обучении знание и владение информацией предметной области. Они часто формулируют цель как «решение задач...», «выполнение графической работы...» и т.п. Однако при этом называют формы и способы деятельности. Тогда как при обучении в вузе цель всегда развитие личности студента средствами изучаемого предмета. Анализ планов преподавателей, беседы с ними позволяют отметить, что цели понимаются чаще всего как способы деятельности: «научить», «сформировать», «изучить» и т.п. Однако, такое понимание целей не дает возможности педагогу фиксировать реализацию целей в процессе обучения при любых учебных ситуациях. Проведенный нами опрос преподавателей инженерной графики показал недостаточную компетентность самих преподавателей в вопросах целеполагания, технологий преподавания и самой сущности графической культуры студентов технического вуза. В результате опроса (33 человека преподаватели графики вузов Хабаровска, см. приложение 4) выяснено: 1. Владение графическими знаниями и умениями их применить в учебной и профессиональной деятельности отмечают 100%. 2. На вопрос: «Важно ли для выпускника технического вуза владеть графической культурой?», был следующий ответ: «Да»—100%. 3. На вопрос: «Перечислите составляющие графической культуры в профессиональном техническом образовании?», были следующие ответы:. «Знания стандартов» 100%, «Пространственное мышление» 60%, «Положительное отношение к графической деятельности» -40% . 4. На вопрос: «Какое отношение к графической деятельности Вы формируете на занятиях в вузе?», были ответы: «Ответственность»52%, «Точность в работе» 57%, «Аккуратность»-80%, «Как к средству общения в технике»-21% . АНКЕТА Опроса преподавателей инженерной графики 1. Как вы понимаете термин «графическая культура» инженера? 2.Важно ли для выпускника технического вуза владеть графической культурой ? 3. Перечислите составляющие графической культуры в профессиональном техническом образовании? Приложение 8 4. Какое отношение к графической деятельности вы формируете на занятиях в вузе?_____________ В результате опроса 33 человек преподавателей графики вузов г.Хабаровска выяснено: 1. Владение графическими знаниями и умениями их применить в учебной и профессиональной деятельности. 100% 2. Д а 100% 3. знания стандартов 100%, пространственное мышление — 60%, положительное отношение к графической деятельности -40% 4. Ответственность52%, точность в работе 57%, аккуратность 80%, как к средству общения в технике 21%. Анкета для диагностики уровня представлений студентов о графической культуры студентами технического вуза:остоятельности как качестве личности 1. Что такое, по-вашему, графическая культура инженера |