Понятие, термин «профессиональная культура», а тем более «профессиональная графическая культура» на сегодняшний день еще не получил общепринятого определения, закрепленного в научном сообществе. Это обстоятельство вызывает необходимость дать в предлагаемом исследовании собственное толкование указанного термина. Содержание термина определяется путем конкретизации общего понятия культуры, учитывающего определенную деятельность человека в той или иной сфере. В современной науке существует большое число определений культуры. Недостатка в них нет ни в отечественной науке, ни в зарубежном гуманитарном знании. Каждые из этих определений охватывают отдельные, иногда весьма важные стороны культуры, выпуская из виду другие, не менее существенные. И дело здесь не столько в недостаточной глубине изучения феномена культуры, проникновения в его сущность и природу, сколько в чрезвычайной сложности и многогранности самого этого явления. В настоящее время можно наблюдать резкое усиление интереса к культуре как одному из факторов, определяющих общества. Поэтому понятно, что философия культуры как самостоятельная научная дисциплина сложилась именно в последние годы. Философское осмысление культуры мы наблюдаем с самого начала существования философии как способа размышления о мире. Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, получила развитие в философии киников. Известный представитель кинической школы Диоген Синопский определял идеал жизни как простой и бедной, близкой к природе и свободной от «лишних» потребностей, условностей, налагаемых на человека культурой. Противоположность культуры и природы подчеркивалась также эпикурейцами и стоиками. В христианском миропонимании культурное развитие человека полагает преодоление человеком греховного начала путем молитвы, аскезы и ведения праведной жизни. Философское понимание культуры в философии Ренессанса связано с 18 |
Глава 1. Теоретико-методологические основы культурнообразовательного потенциала графических дисциплин. 1.1. Анализ феномена культуры в философских воззрениях. Совершенствование подготовки квалифицированных специалистов в системе высшего профессионального образования требует улучшения качества их обучения, становления и развития духовной культуры личности, что в значительной мере обеспечивает профессиональную подготовку и последующую профессиональную деятельность в условиях быстро меняющегося общества. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь студенту состояться как личности и как профессионалу. Произошедшие в последние годы в российском социуме коренные изменения остро поставили вопрос о приоритетах профессионального образования. Особую актуальность обрела проблема создания в нашей стране целостной системы непрерывного образования, основанной на гуманистических и демократических принципах. Системы, которая содержала бы условия для развития графической культуры и воспитания каждой личности. Становление подобной системы зависит от развития системы образования в целом. Необходимо предпринять серьезные созидающие усилия, как на уровне российского социума, так и на уровне системы образования. В свете решения данной проблемы особо велика ответственность педагогической науки. Именно на ней лежит задача разработки теоретических основ развития системы образования, обеспечивающей становления специалистов, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной культуры. Термин «профессиональная культура», а тем более «профессиональная графическая культура» на сегодняшний день еще не получил общепринятого определения, закрепленного в научном сообществе. Это обстоятельство вынуждает нас привести в предлагаемом исследовании собственное толкование указанного термина. Содержание термина определяется путем конкретиза13 ции общего понятия культуры, учитывающего определенную деятельность человека в той или иной сфере. В современной науке существует великое множество определений культуры. Недостатка в них нет ни в отечественной, ни в зарубежном гуманитарном знании. Каждые, из этих определений, охватывает отдельные, иногда весьма существенные стороны культуры, выпуская из виду другие, не менее существенные. Дело здесь не столько в недостаточной глубине исследованности феномена культуры, проникновения в его сущность и природу, сколько в чрезвычайной сложности и многогранности самого этого явления. В последнее время можно наблюдать резкое усиление интереса к культуре, как фактору, определяющему развитие общества. Не случайно то обстоятельство, что философия культуры, как самостоятельная научная дисциплина сложилась именно в последние годы. Философское осмысление культуры присутствует в системе мировых знаний с самого начала существования философии, как способа размышления о мире. Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, получила развитие в философии киников. Известный представитель кинической школы Диоген Синопский определял идеал жизни, как простой и бедной, близкой к природе и свободной от «лишних» потребностей, условностей, налагаемых на человека культурой. Противоположность культуры и природы подчеркивалась, также, эпикурейцами и стоиками. В христианском миропонимании культурное развитие человека полагает преодоление человеком греховного начала путем молитвы, аскезы и ведения праведной жизни. Философское понимание культуры в философии Ренессанса связано с учением о природе и человеке, с космологическими и нравственноэтическими концепциями. В эпоху Просвещения Ж.-Ж. Руссо выступил против всяких наук и искусства, утверждая, что они истощают и изнеживают человека, как в моральном, так и физическом плане. Идеи Руссо послужили можно рассматривать 14 |