предметный мир, утверждают сторонники этого подхода, человек не стремился воспроизводить природу, повторяя ее в миниатюре, а созидал нечто отличное от нее, имеющее значение и смысл как выражение сущности человека, именно как человека, а не просто как природного существа. Культура возникает в стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо. Такое понимание культуры получило название ценностного (аксиологического). Именно ценностным свойством мир культуры отличается от мира природы. Они и регулятор человеческого поведения, и высшая цель его деятельности. Человек определяется создателем ценностей в культурной деятельности, он их «опредметчивает», закрепляет, создавая, таким образом, возможность накопления и передачи ценностей культуры последующим поколениям. Ценностное понимание культуры фиксирует важный, но не единственный аспект культуры и человеческой деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что оно указывает на различение культурного и природного миров, и на то, что ценности, будучи ядром культуры, не даны человеку изначально, подобно воде, воздуху и другим, необходимым для его биологического существования условиям. Ценности возникли как результат его культурной деятельности и стали ее регулятором. Следовательно, специфичность культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека. Изначально только предметы внешнего мира использовались человеком для закрепления в них и передачи приобретенной им культурной информации и, прежде всего, выработанных им программ культурной жизнедеятельности. Но по мере развития культуры и человека сфера предметов, выполняющих функцию культурных кодов, неуклонно росла. Наряду с естественным языком главным средством общения и передачи культурных смыслов возникли так называемые вторичные языки или знаковые системы, в роли которых выступили практически все известные подсистемы культуры: объекты искусства, быта, нормы этикета, техносфера и т.д. Расширение подобных подсистем 24 |
тели рассматривали культуру, как результат материально-преобразующей деятельности человека (производства), из которой произрастали и духовные элементы культуры. Исключительная множественность определения культуры связана с тем, что культура, объективно существующая и развивающаяся, явление чрезвычайно многогранное. Трудности постижения данного феномена столь велики, что познающему субъекту весьма нелегко избежать прямолинейности и упрощенчества. Культура представляет собой сверхсложное системно-целостное единство, являясь, по сути, системой систем. Поэтому и постичь культуру в реальной целостности и полноте конкретных форм ее существования, в ее строении, функционировании и развитии можно только с позиций системного мышления. Все иные подходы способны зафиксировать, схватить, вычленить какие-то, хотя и важные, но все же частные и частичные характеристики культуры. На основе системного подхода возможна не только фиксация того, действительно специфичного, что в качестве элементов входит в характеристику культуры, но и понимание ее сущности, как особой сферы бытия. Одна из распространенных трактовок культуры состоит в том, что последнюю рассматривают, как мир воплощенных ценностей. С этой точки зрения, предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они являются наделенными каким-то особым свойством, которым не обладают естественные объекты. Эти свойства называют ценностями. Создавая особый предметный мир, утверждают сторонники этого подхода, человек не стремился воспроизводить природу, повторяя ее в миниатюре, а созидал нечто отличное от нее, имеющее значение и смысл как выражение сущности человека, именно как человека, а не просто как природного существа. Культура возникает в стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо. Такое понимание культуры получило название ценностного (аксиологического). Именно ценностным свойством мир культуры отличается от мира природы. Они и регулятор че19 ловеческого поведения, и высшая цель его деятельности. Человек определяется создателем ценностей в культурной деятельности, он, их «опредметчивает», закрепляет, создавая, таким образом, возможность накопления и передачи ценностей культуры последующим поколениям. Ценностное понимание культуры фиксирует важный, но не единственный аспект культуры и человеческой деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что оно указывает на различение культурного и природного миров; и на то, что ценности, будучи ядром культуры, не даны человеку изначально, подобно воде, воздуху и д^г/Тим, необходимым для его биологического существования условиям. Ценности возникли, как результат его культурной деятельности и стали ее регулятором., Итак, специфичность культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека. Изначально только предметы внешнего мира использовались человеком для закрепления в них и передачи приобретенной им культурной информации и, прежде всего, выработанных им программ культурной жизнедеятельности. Но, по мере развития культуры и человека, сфера предметов, выполняющих функцию культурных кодов, неуклонно росла. Наряду с естественным языком главным средством общения и передачи культурных смыслов, возникли, так называемые, вторичные языки или знаковые системы, в роли которых выступили практически все известные подсистемы культуры: объекты искусства, быта, нормы этикета, техносфера и т.д. Расширение подобных подсистем становится главным направлением расширения мира культуры. Но, в любом случае, культурный статус и культурный смысл им придает человек посредством своей деятельности. Итак, отличительной особенностью культуры является то обстоятельство, что она сформирована и поддерживается деятельностью человека. Иначе говоря, культуры, взявшейся ниоткуда, «из ничего», нет и быть не может. Даже самая примитивная культура первобытного человека неизмеримо сложнее, представляет собой качественно иное явление, чем результаты самого сложного поведения животного. 20 |