Проверяемый текст
Ситникова, Светлана Юрьевна; Развитие графической культуры студентов в системе обучения технического вуза (Диссертация 2004)
[стр. 25]

становится главным направлением расширения мира культуры.
Но в любом случае культурный статус и культурный смысл им придает человек посредством своей деятельности.

Таким образом, отличительной особенностью культуры является то обстоятельство, что она сформирована и поддерживается деятельностью человека.
Иначе говоря, культуры, взявшейся ниоткуда, «из ничего», нет и быть не может.
Даже самая примитивная культура первобытного человека неизмеримо сложнее, представляет собой качественно иное явление, чем результаты самого сложного поведения животного.

Факт неразрывной связи человеческой деятельности и культуры лежит в основе деятельностного подхода к изучению последней.
Труд, особенно в сфере материального производства, и поныне является основой культуры.

Причем в процессе своей деятельности не только приспосабливается к среде, но и приспосабливает природу согласно своим потребностям, преобразуя ее.
В конце концов, он создает особую среду искусственный мир культуры.
Но этим он одновременно преобразует и себя, т.е.
и свою внешнюю, телесную природу, и свой внутренний мир.
В процессе деятельности человек вычленяет себя
из среды, на которую он воздействует, заменяя связи с нею, прежде бывшие природными, иными социокультурными, и делает эти связи предметом особого воздействия.
В рамках философских исследований это предполагает превращение человека в субъекта деятельности и появление объекта, на который она направлена.
Понимание культурной деятельности как субъектно-объектного отношения особого рода, естественно, по-иному ставит вопрос о ее побудительных механизмах (мотивах) и характере.
Мотивами выступают в таком случае не биологически заданные влечения, а особые, культурные, изначально простые, но постепенно развивавшиеся и усложнявшиеся человеческие потребности.
В мотивационную характеристику субъекта включаются такие элементы как способности и умения, которые в совокупности с потребностями создают необходимый и достаточный механизм для
25
[стр. 20]

ловеческого поведения, и высшая цель его деятельности.
Человек определяется создателем ценностей в культурной деятельности, он, их «опредметчивает», закрепляет, создавая, таким образом, возможность накопления и передачи ценностей культуры последующим поколениям.
Ценностное понимание культуры фиксирует важный, но не единственный аспект культуры и человеческой деятельности.
Необходимо обратить внимание на то, что оно указывает на различение культурного и природного миров; и на то, что ценности, будучи ядром культуры, не даны человеку изначально, подобно воде, воздуху и д^г/Тим, необходимым для его биологического существования условиям.
Ценности возникли, как результат его культурной деятельности и стали ее регулятором., Итак, специфичность культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека.
Изначально только предметы внешнего мира использовались человеком для закрепления в них и передачи приобретенной им культурной информации и, прежде всего, выработанных им программ культурной жизнедеятельности.
Но, по мере развития культуры и человека, сфера предметов, выполняющих функцию культурных кодов, неуклонно росла.
Наряду с естественным языком главным средством общения и передачи культурных смыслов, возникли, так называемые, вторичные языки или знаковые системы, в роли которых выступили практически все известные подсистемы культуры: объекты искусства, быта, нормы этикета, техносфера и т.д.
Расширение подобных подсистем становится главным направлением расширения мира культуры.
Но, в любом случае, культурный статус и культурный смысл им придает человек посредством своей деятельности.

Итак, отличительной особенностью культуры является то обстоятельство, что она сформирована и поддерживается деятельностью человека.
Иначе говоря, культуры, взявшейся ниоткуда, «из ничего», нет и быть не может.
Даже самая примитивная культура первобытного человека неизмеримо сложнее, представляет собой качественно иное явление, чем результаты самого сложного поведения животного.

20

[стр.,21]

Факт неразрывной связи человеческой деятельности и культуры лежит в основе деятельностного подхода к изучению последней.
Труд, особенно в сфере материального производства, и поныне является основой культуры.

Человек в процессе своей деятельности не только приспосабливается к среде, но и приспосабливает природу согласно своим потребностям, преобразуя ее.
В конце концов, он создает особую среду искусственный мир культуры.
Но, этим он одновременно преобразует и себя, т.е.
и свою внешнюю, телесную природу, и свой внутренний мир.
В процессе деятельности человек вычленяет себя
иг среды, на которую он воздействует, заменяя связи с нею, прежде бывшие природными, иными социокультурными, и делает эти связи предметом особого воздействия.
В рамках философских исследований это предполагает превращение человека в субъекта деятельности и появление объекта, на который она направлена.
Понимание культурной деятельности как субъектно-объектного отношения особого рода, естественно, по-иному ставит вопрос о ее побудительных механизмах (мотивах) и характере.
Мотивами выступают, в таком случае, не биологически заданные влечения, а особые, культурные, изначально простые, но постепенно развивавшиеся и усложнявшиеся человеческие потребности.
В мотивационную характеристику субъекта включаются такие элементы, как способности и умения, которые в совокупности с потребностями создают необходимый и достаточный механизм для
порождения деятельности.
Поскольку человеческая деятельность детерминирована не биологическими механизмами, а его потребностями, то их удовлетворение достигается не природными объектами, а особыми предметами, возникшими в ходе и результате этой деятельности.
Культурная деятельность оказывается, таким образом, деятельностью по созданию новой реальности, не существующей в природе и не способной возникнуть по ее собственным законам.
Данное положение вещей означает, что творческое начало в человеческой деятельности само получает развитие, приводя к созданию все более 21

[Back]