Проверяемый текст
Ситникова, Светлана Юрьевна; Развитие графической культуры студентов в системе обучения технического вуза (Диссертация 2004)
[стр. 26]

порождения деятельности.
Так как человеческая деятельность детерминирована не биологическими механизмами, а его потребностями, то их удовлетворение достигается не природными объектами, а особыми предметами, возникшими в ходе и результате этой деятельности.
Культурная деятельность оказывается, таким образом, деятельностью по созданию новой реальности, не существующей в природе и не способной возникнуть по ее собственным % законам.
Данное положение вещей означает, что творческое начало в человеческой деятельности само получает развитие, приводя к созданию все более
высоких (в духовно-ценностном смысле) предметов культуры.
Отсюда не следует, что из человеческой деятельности момент рутинной деятельности, воспроизводящий (репродуцирующий) уже достигнутый уровень культуры, устраняется.
Отсюда лишь вытекает, что развивающаяся культура отмечена более высокой, креативной, творческой, продуктивной способностью, нежели репродуктивной.
Культурная деятельность как способ реализации активности субъекта не является жестко запрограммированной, передающейся по наследству с помощью биологических механизмов.
Культурная деятельность характеризуется
творческим, свободным и созидательным началами.
Итак, обобщая имеющиеся определения понимания культуры, мы можем выделить следующие подходы к пониманию этого сложного феномена: 1.
Культура это совокупность ценностных объектов, которые возникают в результате деятельности социальных субъектов.
Первая точка зрения известна как ценностный подход к культуре, как традиция определять культуру в качестве некой объективной по отношению к человеку данности, как к «совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии».

По мнению ряда авторов (А.И.
Арнольдов, Ю.И.
Ефимов, И.А.
Громов,
26
[стр. 21]

Факт неразрывной связи человеческой деятельности и культуры лежит в основе деятельностного подхода к изучению последней.
Труд, особенно в сфере материального производства, и поныне является основой культуры.
Человек в процессе своей деятельности не только приспосабливается к среде, но и приспосабливает природу согласно своим потребностям, преобразуя ее.
В конце концов, он создает особую среду искусственный мир культуры.
Но, этим он одновременно преобразует и себя, т.е.
и свою внешнюю, телесную природу, и свой внутренний мир.
В процессе деятельности человек вычленяет себя иг среды, на которую он воздействует, заменяя связи с нею, прежде бывшие природными, иными социокультурными, и делает эти связи предметом особого воздействия.
В рамках философских исследований это предполагает превращение человека в субъекта деятельности и появление объекта, на который она направлена.
Понимание культурной деятельности как субъектно-объектного отношения особого рода, естественно, по-иному ставит вопрос о ее побудительных механизмах (мотивах) и характере.
Мотивами выступают, в таком случае, не биологически заданные влечения, а особые, культурные, изначально простые, но постепенно развивавшиеся и усложнявшиеся человеческие потребности.
В мотивационную характеристику субъекта включаются такие элементы, как способности и умения, которые в совокупности с потребностями создают необходимый и достаточный механизм для порождения деятельности.
Поскольку человеческая деятельность детерминирована не биологическими механизмами, а его потребностями, то их удовлетворение достигается не природными объектами, а особыми предметами, возникшими в ходе и результате этой деятельности.
Культурная деятельность оказывается, таким образом, деятельностью по созданию новой реальности, не существующей в природе и не способной возникнуть по ее собственным законам.
Данное положение вещей означает, что творческое начало в человеческой деятельности само получает развитие, приводя к созданию все более
21

[стр.,22]

высоких (в духовно-ценностном смысле) предметов культуры.
Отсюда не следует, что из человеческой деятельности момент рутинной деятельности, воспроизводящий (репродуцирующий) уже достигнутый уровень культуры, устраняется.
Отсюда лишь вытекает, что развивающаяся культура отмечена более высокой, креативной, творческой, продуктивной способностью, нежели репродуктивной.
Культурная деятельность как способ реализации активности субъекта не является жестко запрограммированной, передающейся по наследству с помощью биологических механизмов.
Культурная деятельность хар ак тер и зу
й ется творческим, свободным и созидательным началами.
Итак, обобщая имеющиеся определения понимания культуры, мы можем выделить следующие подходы к пониманию этого сложного феномена: 1.
Культура это совокупность ценностных объектов, которые возникают в результате деятельности социальных субъектов.
Первая точка зрения известна, как ценностный подход к культуре, как традиция определять культуру в качестве некой объективной по отношению к человеку данности как к «совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии»
[63].
По мнению ряда авторов (А.И.
Арнольдов, Ю.И.
Ефимов, И.А.
Громов,
A.A.
Зворошин, Г.Г.
Карпов, В.А.
Малахов, В.П.
Тугаринов, Н.З.
Чавчавадзе, Г.П.
Францев и др.)> совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры.
Таким образом, человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, то есть в рамках определенной культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей.
Философский анализ культуры открывает перспективу исследований культуры в конкретных науках, в том числе и в педагогике.
Исследование культуры, как социального и педагогического явления, можно ограничить лишь анализом ее в аксиологическом аспекте.
Аксиологическая трактовка культуры объясняет ее как статическое явление, как набор 22

[Back]