Проверяемый текст
Ситникова, Светлана Юрьевна; Развитие графической культуры студентов в системе обучения технического вуза (Диссертация 2004)
[стр. 27]

A.А.
Зворошин, Г.Г.
Карпов, В.А.
Малахов, В.П.
Тугаринов, Н.З.
Чавчавадзе,
Т.П.
Францев и др.), совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры.
Таким образом, человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, то есть в рамках определенной культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей.
Философский анализ культуры открывает перспективу исследований культуры в конкретных науках, в том числе и в педагогике.
Исследование культуры как социального и педагогического явления можно ограничить лишь анализом ее в аксиологическом аспекте.
Аксиологическая трактовка культуры объясняет ее как статическое явление, как набор
ценностей, образовавшийся в процессе исторического развития общества и являющийся его результатом, но не как процесс.
При аксиологическом рассмотрении феномена культуры не определена позиция отдельного человека как субъекта деятельности, а представление культуры как совокупности материальных и духовных ценностей не
позволяет с достаточной полнотой исследовать внутреннюю жизнь личности.
2.
Культура это совокупность средств, сил и способностей, которые характеризуют самого социального субъекта.

Эта точка зрения может быть обозначена как личностный подход к сущности культуры.
Его сторонники (Б.Г.
Ананьев, Е.М.
Верещагин,
B.Г.Костомаров, Л.Н.
Коган, В.Ж.
Келле, Л.К.
Круглова, В.М.
Межуев и др.) понимают под культурой ряд свойств и качеств, которые характеризуют человека в качестве универсального субъекта общественно-исторического, созидательного процесса.
При личностном подходе к понятию «культура» человек выступает в качестве субъекта культуры и как субъект, получающий историческое наследие, и как творческое начало истории.
При таком понимании культуры оказывается, что приобщение индивида к ней является моментом личной биографии каждого человека.
Именно личностный характер приобщения к культуре делает общество ответственным за
27
[стр. 22]

высоких (в духовно-ценностном смысле) предметов культуры.
Отсюда не следует, что из человеческой деятельности момент рутинной деятельности, воспроизводящий (репродуцирующий) уже достигнутый уровень культуры, устраняется.
Отсюда лишь вытекает, что развивающаяся культура отмечена более высокой, креативной, творческой, продуктивной способностью, нежели репродуктивной.
Культурная деятельность как способ реализации активности субъекта не является жестко запрограммированной, передающейся по наследству с помощью биологических механизмов.
Культурная деятельность хар ак тер и зу й ется творческим, свободным и созидательным началами.
Итак, обобщая имеющиеся определения понимания культуры, мы можем выделить следующие подходы к пониманию этого сложного феномена: 1.
Культура это совокупность ценностных объектов, которые возникают в результате деятельности социальных субъектов.
Первая точка зрения известна, как ценностный подход к культуре, как традиция определять культуру в качестве некой объективной по отношению к человеку данности как к «совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии» [63].
По мнению ряда авторов (А.И.
Арнольдов, Ю.И.
Ефимов, И.А.
Громов, A.A.
Зворошин, Г.Г.
Карпов, В.А.
Малахов, В.П.
Тугаринов, Н.З.
Чавчавадзе,
Г.П.
Францев и др.)> совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры.
Таким образом, человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, то есть в рамках определенной культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей.
Философский анализ культуры открывает перспективу исследований культуры в конкретных науках, в том числе и в педагогике.
Исследование культуры, как социального и педагогического явления, можно ограничить лишь анализом ее в аксиологическом аспекте.
Аксиологическая трактовка культуры объясняет ее как статическое явление, как набор
22

[стр.,23]

ценностей, образовавшийся в процессе исторического развития общества и являющийся его результатом, но не как процесс.
При аксиологическом рассмотрении феномена культуры не определена позиция отдельного человека как субъекта деятельности, а представление культуры как совокупности материальных и духовных ценностей не
позволяют с достаточной полнотой исследовать внутреннюю жизнь личности..
2.
Культура это совокупность средств, сил и способностей, которые характеризуют самого социального субъекта.

.¿«дЭта точка зрения может быть обозначена, лкак личностный подход к сущности культуры.
Его сторонники (Б.Г.
Ананьев, Е.М.
Верещагин,
В.Г.Костомаров, Л.Н.
Коган, В.Ж.
Келле, Л.К.
Круглова, В.М.
Межуев и др.) понимают под культурой ряд свойств и качеств, которые характеризуют человека в качестве универсального субъекта общественно-исторического, созидательного процесса.
При личностном подходе к понятию «культура» человек выступает в качестве субъекта культуры, и как субъект, получающий историческое наследие, и как творческое начало истории.
При таком понимании культуры оказывается, что приобщение индивида к ней является моментом личной биографии каждого человека.
Именно личностный характер приобщения к культуре делает общество ответственным за
оптимальность данного процесса.
Важнейшим звеном в обеспечении этой ответственности является система образования, которую следует рассматривать как общественный институт формирования личности в качестве субъекта культуры.
3.
Культура производное от человеческой деятельности.
Третий методологический подход к культуре, который принято называть деятельностным, характеризует культуру как совокупность способов претворения человеческих сил и способностей в социально-значимые ценности.
Основным в данной концепции является понятие «деятельность», по сути своей характеризующее активное, целеполагающее социальное действие, свойственное только человеку.
23

[Back]