оптимальность данного процесса. Важнейшим звеном в обеспечении этой ответственности является система образования, которую следует рассматривать как общественный институт формирования личности в качестве субъекта культуры. 3. Культура производное от человеческой деятельности. Третий методологический подход к культуре, который принято называть деятельностным, характеризует культуру как совокупность способов претворения человеческих сил и способностей в социальнозначимые ценности. Основным в данной концепции является понятие «деятельность», по сути своей характеризующее активное, целеполагающее социальное действие, свойственное только человеку. Проблема культуры как специфического способа человеческой деятельности глубоко разрабатывается в исследованиях Э.С. Маркаряна, В.Е. Давидовича, B.C. Семенова и других. При таком походе культура рассматривается как определенная, качественная характеристика деятельности человека и ее результатов. Так Э.С. Маркарян пишет: «В понятии «культура» абстрагируется способ деятельности, который отличает проявление человеческой активности. Именно практическая деятельность людей есть предпосылка и действующая причина всей истории культуры, которая возникла в деятельности общественного человека, в ней преобразуется и развивается. Культура выступает как механизм, который создан для наследования и передачи социальных сил от одного поколения к другому и осуществляющий обмен деятельностью, передачу от одного субъекта другому «сущностных сил». Культура представляет собой изменяющуюся конкретную историческую совокупность тех приемов, процессуальных норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, взятой во всех ее изменениях и отношениях. Но, как полагают JI.H. Коган и Ю.Р. Вишневский, «не всякая человеческая деятельность развивает и обобщает культуру, а только та, в результате которой создаются новые образцы и ценности материальной и 28 |
ценностей, образовавшийся в процессе исторического развития общества и являющийся его результатом, но не как процесс. При аксиологическом рассмотрении феномена культуры не определена позиция отдельного человека как субъекта деятельности, а представление культуры как совокупности материальных и духовных ценностей не позволяют с достаточной полнотой исследовать внутреннюю жизнь личности.. 2. Культура это совокупность средств, сил и способностей, которые характеризуют самого социального субъекта. .¿«дЭта точка зрения может быть обозначена, лкак личностный подход к сущности культуры. Его сторонники (Б.Г. Ананьев, Е.М. Верещагин, В.Г.Костомаров, Л.Н. Коган, В.Ж. Келле, Л.К. Круглова, В.М. Межуев и др.) понимают под культурой ряд свойств и качеств, которые характеризуют человека в качестве универсального субъекта общественно-исторического, созидательного процесса. При личностном подходе к понятию «культура» человек выступает в качестве субъекта культуры, и как субъект, получающий историческое наследие, и как творческое начало истории. При таком понимании культуры оказывается, что приобщение индивида к ней является моментом личной биографии каждого человека. Именно личностный характер приобщения к культуре делает общество ответственным за оптимальность данного процесса. Важнейшим звеном в обеспечении этой ответственности является система образования, которую следует рассматривать как общественный институт формирования личности в качестве субъекта культуры. 3. Культура производное от человеческой деятельности. Третий методологический подход к культуре, который принято называть деятельностным, характеризует культуру как совокупность способов претворения человеческих сил и способностей в социально-значимые ценности. Основным в данной концепции является понятие «деятельность», по сути своей характеризующее активное, целеполагающее социальное действие, свойственное только человеку. 23 Проблема культуры как специфического способа человеческой деятельности глубоко разрабатывается в исследованиях Э.С. Маркаряна, В.Е. Давидовича, B.C. Семенова и других. При таком походе культура рассматривается как определенная, качественная характеристика деятельности человека и ее результатов. Так Э.С. Маркарян пишет: «В понятии «культура» абстрагируется способ деятельности, который отличает проявление человеческой активности. Именно практическая деятельность людей есть предпосылка и действующая причина всей истории культуры, которая возникла в деятельности общественногсьглеловека, в ней преобразуется и развиваем;*» [90]. Культура выступает как механизм, который создан для наследования и передачи социальных сил от одного поколения к другому и осуществляющий обмен деятельностью, передачу от одного субъекта другому «сущностных сил». Культура представляет собой изменяющуюся конкретную историческую совокупность тех приемов, процессуальных норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, взятой во всех ее изменениях и отношениях. Но, как полагают JI.H. Коган и Ю.Р. Вишневский, «не всякая человеческая деятельность развивает и обобщает культуру, а только та, в результате которой создаются новые образцы и ценности материальной и духовной жизни, в результате которой развивается и изменяется сам человек» [70]. Деятельность как способ развития культуры включает в себя, прежде всего, «культуротворческую» деятельность, в ходе которой создаются и преобразовываются ценности культуры. Таким образом, культура есть универсальный способ деятельности и в качестве итога, результата этой деятельности культура выступает как совокупность созданных и накопленных человечеством культурных богатств, как особого рода культурная реальность, которая служит одной из главных оснований всей человеческой деятельности и человеческого бытия. Признаком культуры, который объединяет различные виды деятельности и ее результаты в целостное явление, является творчество. Отмечая твор24 |