перед обществом многократно возрастает. «Ни идея человека вообще, ни его ролевые структуры и человечность сама по себе, но их преломление через индивидуальные качества личности определяет сейчас действительность гуманистического сознания. Общечеловеческие ценности становятся таковыми не в силу обращения к среднесогласованным предметам человеческих обязанностей, но через обогащение их и идей личностью»./203/ В понимании сущности принято выделять различные составные части и сферы. Так различают философскую, нравственную, эстетическую, правовую культуру и другие. Одной из важнейших сфер духовной культуры является профессиональная культура. Не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость подготовки будущих специалистов, которые обладают высокой общей и профессиональной культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, инициативно и творчески решать профессиональные и жизненные вопросы. Понятие «профессиональная культура» является общеупотребительным, но нет специальных исследований, посвященных целостному теоретическому изучению данного феномена. Это понятие используется на интуитивном уровне в работах, посвященных профессиональной деятельности учителей и преподавателей высшей школы, развитию их способностей и формированию педагогического мастерства (С.И. Архангельский, A.A. Деркач, И.Ф. Исаев, З.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, В.Г. Максимов, А.Т. Маленко, В.А. Сластенин, H.H. Тарасевич, Г.И. Хозяинов и другие). Исходя из вышеназванного, под «графической культурой» мы будем понимать часть профессиональной культуры, связанной с технической культурой общества, как части профессиональной. Но как часть культуры «графическая культура» включает в себя все три подхода к пониманию этого сложного феномена: ценностный подход к культуре человека как субъекта, получающего историческое наследие; культуру как совокупность способов претворения человеческих сил и способностей в социально-значимые 31 |
ценностей, образовавшийся в процессе исторического развития общества и являющийся его результатом, но не как процесс. При аксиологическом рассмотрении феномена культуры не определена позиция отдельного человека как субъекта деятельности, а представление культуры как совокупности материальных и духовных ценностей не позволяют с достаточной полнотой исследовать внутреннюю жизнь личности.. 2. Культура это совокупность средств, сил и способностей, которые характеризуют самого социального субъекта. .¿«дЭта точка зрения может быть обозначена, лкак личностный подход к сущности культуры. Его сторонники (Б.Г. Ананьев, Е.М. Верещагин, В.Г.Костомаров, Л.Н. Коган, В.Ж. Келле, Л.К. Круглова, В.М. Межуев и др.) понимают под культурой ряд свойств и качеств, которые характеризуют человека в качестве универсального субъекта общественно-исторического, созидательного процесса. При личностном подходе к понятию «культура» человек выступает в качестве субъекта культуры, и как субъект, получающий историческое наследие, и как творческое начало истории. При таком понимании культуры оказывается, что приобщение индивида к ней является моментом личной биографии каждого человека. Именно личностный характер приобщения к культуре делает общество ответственным за оптимальность данного процесса. Важнейшим звеном в обеспечении этой ответственности является система образования, которую следует рассматривать как общественный институт формирования личности в качестве субъекта культуры. 3. Культура производное от человеческой деятельности. Третий методологический подход к культуре, который принято называть деятельностным, характеризует культуру как совокупность способов претворения человеческих сил и способностей в социально-значимые ценности. Основным в данной концепции является понятие «деятельность», по сути своей характеризующее активное, целеполагающее социальное действие, свойственное только человеку. 23 индивидуально-личностную сторону культуры. Обе эти концепции взаимно обобщают и, естественно, дополняют одна другую. Для нас представляют интерес все подходы к пониманию культуры, т.к. нами исследуется личность специалиста, культура которого проявляется в его профессиональной деятельности и выражает его отношение к миру. Можно выделить две стороны культуры: материальную и духовную. Материальная сторона охватывает сферу материальной деятельности, ее результаты, все то, что создает материальные условия жизни общества и физического существования человека. Определяемая уровнем развитиямпроизводительных сил, она служит базой становления и развития духовной культуры. Под духовной культурой понимается производство, распределение духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали и т.д. Она включает в себя все виды и формы общественного сознания, систему образования и воспитания, систему учреждений культуры. В силу многообразия воздействия духовной культуры на жизнь общества ее справедливо определяют как ядро «духовной жизни общества» . Духовная культура выступает как способ самореализации личности. Она связана с выбором своего собственного образа, своей судьбы и роли. Это особенно важно в наше время, когда степень ответственности личности перед обществом многократно возрастает. «Ни идея человека вообще, ни его ролевые структуры и человечность сама по себе, но их преломление через индивидуальные качества личности определяет сейчас действительность гуманистического сознания. Общечеловеческие ценности становятся таковыми не в силу обращения к среднесогласованным предметам человеческих обязанностей, но через обогащение их и идей личностью» [74]. В культуре принято выделять различные составные части и сферы. Так различают философскую, нравственную, эстетическую, правовую культуру и другие. Одной из важнейших сфер духовной культуры является профессиональная культура. 26 Не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость подготовки будущих специалистов, которые обладают высокой общей и профессиональной культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, инициативно и творчески решать профессиональные и жизненные вопросы. Понятие «профессиональная культура» является общеупотребительным, но нет специальных исследований, посвященных целостному теоретическому изучению данного феномена. Это понятие используется на интуитивном уровне в работах, посвященных профессиональной деятельности учителей и преподавателей высшей школы, развитию их способностей и формированию педагогического мастерства (С.И. Архангельский, A.A. Деркач, И.Ф. Исаев, З.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, В.Г. Максимов, А.Т. Маленко, В.А. Сластенин, H.H. Тарасевич, Г.И. Хозяинов и другие). Исходя из вышеназванного, под «графической культурой» мы будем понимать часть профессиональной культуры связанной с технической культурой общества, как части профессиональной. Но, как часть культуры, «графическая культура» включает в себя все три подхода к пониманию этого сложного феномена: ценностный подход к культуре человека как субъекта, получающего историческое наследие; культуру как совокупность способов претворения человеческих сил и способностей в социально-значимые ценности и совокупность средств, сил и способностей деятельности, характеризующейся творческим, свободным и созидательным началами. Таким образом, культура это интегральное динамическое образование, отражающее достигнутый уровень знаний и практических навыков, которые обеспечивают эффективность созидательной деятельности специалиста, как меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах деятельности и общения, направленную на освоение, передачу и создание профессиональных ценностей и технологий. Такой подход к пониманию графической культуры, с нашей точки зрения, дает возможность представить ее как условие и предпосылку эффектив27 |