ценности и совокупность средств, сил и способностей деятельности, характеризующейся творческим, свободным и созидательным началами. Поэтому можно считать, что культура это интегральное динамическое образование, отражающее достигнутый уровень знаний и практических навыков, которые обеспечивают эффективность созидательной деятельности специалиста как меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах деятельности и общения, направленную на освоение, передачу и создание профессиональных ценностей и технологий. Такой подход к пониманию графической культуры, с нашей точки зрения, дает возможность представить ее как условие и предпосылку' эффективной инженерной деятельности, как показатель профессиональной компетентности специалиста и как цель профессионального самосовершенствования. Как мы видим, сравнительный анализ различных подходов к определению сущности и структуры профессиональной культуры обнаруживает возможность раскрытия своей научной позиции и обоснования ее на базе того теоретического и практического материала, который был сформирован предшествующими исследованиями, сохраняя определенную преемственность их научных идей и концепций. Таким образом, выбор компонентов графической культуры обусловлен рамками предмета «инженерная графика», средствами которого предполагается развивать общую и профессиональную культуру студентов. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие предпосылки, необходимые для формирования графической культуры будущего инженера1: 1. Ценностные ориентации личности. Известно, что знания, умения и навыки должны быть включены систему общественно-значимых ценностей человека, его нравственных отношений. Образованный человек, у которого отсутствуют твердые нравственные устои, способен использовать 32 1 Здесь не рассматриваются другие компоненты профессиональной подготовки студентов технического вуза. |
Не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость подготовки будущих специалистов, которые обладают высокой общей и профессиональной культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, инициативно и творчески решать профессиональные и жизненные вопросы. Понятие «профессиональная культура» является общеупотребительным, но нет специальных исследований, посвященных целостному теоретическому изучению данного феномена. Это понятие используется на интуитивном уровне в работах, посвященных профессиональной деятельности учителей и преподавателей высшей школы, развитию их способностей и формированию педагогического мастерства (С.И. Архангельский, A.A. Деркач, И.Ф. Исаев, З.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, В.Г. Максимов, А.Т. Маленко, В.А. Сластенин, H.H. Тарасевич, Г.И. Хозяинов и другие). Исходя из вышеназванного, под «графической культурой» мы будем понимать часть профессиональной культуры связанной с технической культурой общества, как части профессиональной. Но, как часть культуры, «графическая культура» включает в себя все три подхода к пониманию этого сложного феномена: ценностный подход к культуре человека как субъекта, получающего историческое наследие; культуру как совокупность способов претворения человеческих сил и способностей в социально-значимые ценности и совокупность средств, сил и способностей деятельности, характеризующейся творческим, свободным и созидательным началами. Таким образом, культура это интегральное динамическое образование, отражающее достигнутый уровень знаний и практических навыков, которые обеспечивают эффективность созидательной деятельности специалиста, как меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах деятельности и общения, направленную на освоение, передачу и создание профессиональных ценностей и технологий. Такой подход к пониманию графической культуры, с нашей точки зрения, дает возможность представить ее как условие и предпосылку эффектив27 ной инженерной деятельности, как показатель профессиональной компетентности специалиста и как цель профессионального самосовершенствования. Таким образом, сравнительный анализ различных подходов к определению сущности и структуры профессиональной культуры обнаруживает возможность раскрытия своей научной позиции и обоснования ее на базе того теоретического и практического материала, который был сформирован предшествующими исследованиями, сохраняя определенную преемственность их научных идей и концепций. #,. Кроме этого, выбор компонентов графической культуры обусловлен рамками предмета «инженерная графика», средствами которого предполагается развивать общую и профессиональную культуру студентов. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие предпосылки, необходимые для формирования графической будущего инженера: 1. Ценностные ориентации личности. Известно, что знания, умения и навыки должны быть включены систему общественно-значимых ценностей человека, его нравственных отношений. Образованный человек, у которого отсутствуют твердые нравственные устои, способен использовать приобретенные знания в сугубо прагматичных, личных целях, специалист без нравственности и идеалов никогда не станет носителем культуры. 2. Гуманистическая направленность личности инженера, неотделимая от его нравственных устоев и состоящая в отношении к другому человеку как к самой большой ценности. 3. Высокоразвитые духовные интересы и потребности. Инженер должен иметь разносторонние интересы, испытывать глубокую потребность в интеллектуальном саморазвитии, постоянную духовную жажду. 4. Стремления к самосовершенствованию. Специалист современного производства не удовлетворяется достигнутым, он осознает необходимость постоянного самосовершенствования, творческой деятельности. 28 |