приобретенные знания в сугубо прагматичных, личных целях, специалист без нравственности и идеалов никогда не станет носителем культуры. 2. Гуманистическая направленность личности инженера, неотделимая от его нравственных устоев и состоящая в отношении к другому человеку как к самой большой ценности. 3. Высокоразвитые духовные интересы и потребности. Инженер должен иметь разносторонние интересы, испытывать глубокую потребность в интеллектуальном саморазвитии, постоянную духовную жажду. 4. Стремления к самосовершенствованию. Специалист современного производства не удовлетворяется достигнутым, он осознает необходимость постоянного самосовершенствования, творческой деятельности. Наиболее полное содержание знаний инженерной графики, которые необходимы для формирования графической культуры, с нашей точки зрения, это: 1. Мировоззренческие отношения к процессу познания графической культуры. 2. Методологические знания общих принципов изучения графического языка. 3. Теоретические знания основ, способов репродуктивной и творческой деятельности в графической области. 4. Технологические знания способов и приемов самообучения, самообразования и самовоспитания. Опыт графической деятельности является важным компонентом профессионально-технической культуры, который включает: развитие общей графической культуры (накопление человечеством в процессе развития инженерной графики); индивидуальный опыт личности; профессиональный опыт, накопленный в деятельности как труде, т.е. деятельности, обусловленной значимыми, устойчивыми социальными целями. В этом опыте общекультурный и индивидуальный опыт слиты воедино. Именно профессиональный уровень опыта графической деятельности является для 33 |
ной инженерной деятельности, как показатель профессиональной компетентности специалиста и как цель профессионального самосовершенствования. Таким образом, сравнительный анализ различных подходов к определению сущности и структуры профессиональной культуры обнаруживает возможность раскрытия своей научной позиции и обоснования ее на базе того теоретического и практического материала, который был сформирован предшествующими исследованиями, сохраняя определенную преемственность их научных идей и концепций. #,. Кроме этого, выбор компонентов графической культуры обусловлен рамками предмета «инженерная графика», средствами которого предполагается развивать общую и профессиональную культуру студентов. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие предпосылки, необходимые для формирования графической будущего инженера: 1. Ценностные ориентации личности. Известно, что знания, умения и навыки должны быть включены систему общественно-значимых ценностей человека, его нравственных отношений. Образованный человек, у которого отсутствуют твердые нравственные устои, способен использовать приобретенные знания в сугубо прагматичных, личных целях, специалист без нравственности и идеалов никогда не станет носителем культуры. 2. Гуманистическая направленность личности инженера, неотделимая от его нравственных устоев и состоящая в отношении к другому человеку как к самой большой ценности. 3. Высокоразвитые духовные интересы и потребности. Инженер должен иметь разносторонние интересы, испытывать глубокую потребность в интеллектуальном саморазвитии, постоянную духовную жажду. 4. Стремления к самосовершенствованию. Специалист современного производства не удовлетворяется достигнутым, он осознает необходимость постоянного самосовершенствования, творческой деятельности. 28 Наиболее полно содержание знаний инженерной графики, которые необходимы для формирования графической культуры, с нашей точки зрения это: 1. Мировоззренческие отношения к процессу познания графической культуры. 2. Методологические знания общих принципов изучения графического языка 3. Теоретические теоретических основ, способов репродуктивной и творческой деятельности в графической области. 4. Технологические (знания способов и приемов самобучения, самообразования и самовоспитания). Опыт графической деятельности является важным компонентом профессионально-технической культуры, который включает: развитие общей графической культуры (накопление человечеством в процессе развития инженерной графики); индивидуальный опыт личности; профессиональный опыт, накопленный в деятельности как труде, т.е. деятельности, обусловленной значимыми, устойчивыми социальными целями. В этом опыте общекультурный, и индивидуальный опыт слиты воедино. Именно профессиональный уровень опыта графической деятельности является для нас наиболее значимым. Итак, графическая культура, являясь специфическим выражением общей и профессиональной культуры, представляет собой интегральное социальное качество личности инженера, которое объединяет в себе процесс и результат профессиональной деятельности и является обобщенным показателем профессиональной компетентности и целью профессионального самовоспитания. Графическая культура это система, которая включает в себя профессионально значимые личностные качества инженера, профессионально необходимые знания, умения и навыки, творческий подход к решению инженерных задач. 29 Выводы по первой главе 82 Графическая культура, являясь специфическим выражением общей и профессиональной культуры, представляет собой интегральное социальное качество личности инженера, которое объединяет в себе процесс и результат профессиональной деятельности и является обобщенным показателем профессиональной компетентности и целью профессионального самовоспитания. Опыт графической ..деятельности является важным компонентом профессионально-технической культуры, и включает: развитие общей графической культуры (накопление человечеством в процессе развития инженерной графики); индивидуальный опыт личности; профессиональный опыт, накопленный в деятельности как труде, т.е. деятельности, обусловленной значимыми, устойчивыми социальными целями. В этом опыте совмещены и общекультурный, и индивидуальный опыт. Развитие графической культуры предполагает формирование: ценностных ориентаций личности, гуманистической направленности личности инженера на духовные интересы и потребности, стремления к самосовершенствованию реализация которого возможна только при осмыслении педагогических явлений обучения, как взаимодействия систем различного уровня сложности. Содержание образования, обучения и воспитания рассматривается как взаимодействующие гуманитарные системы. Взаимосвязь различных подсистем, их диалог состоит в том, что системы должны рассматриваться, как находящиеся в равноправных и открытых взаимоотношениях. Благодаря такому подходу, систему обучения инженерной графике можно рассматривать и описывать не только в статическом, но и в динамическом (неустойчивом) состоянии. |