лекции и т. д.). Это как раз и закрепляет социокультурную направленность, коммуникативные и творческие качества личности, развивает чувство личной сопричастности студентов к духовным традициям российской культуры. Пятый этап заключительный — проверка эффективности предложенной концепции и разработанной концептуальной модели, а так же предложенных педагогических условий по формированию коммуникативной компетенции будущих менеджеров социально-культурной деятельности. Контрольно-оценочный этап педагогической модели формирования коммуникативной компетенции с учетом межкультурного аспекта предполагает диагностический контроль качественных изменений, адекватную педагогическую оценку, как полученных значимых результатов обучения, так и эффективности организации учебной деятельности студентов. На основе адекватного контроля преподавателем и персонального самоконтроля студентами, организуются затем педагогическая коррекция и самокоррекция будущими специалистами менеджерами социальнокультурной деятельности. В организации корректирующих действий и мер учитываются как индивидуальные способности (интеллектуальные, коммуникативные, творческие) обучающихся, так и задачи достижения единства в проявлениях ценностного сознания, активного самосознания и социально осмысленного поведения личности в условиях обучения. Педагогическими средствами при этом выступают опережающее и текущее консультирование студентов, ценностно-ориентирующие установочные лекции и беседы преподавателя в условиях очного и заочного обучения. 108 |
118 ции и семинара, учебной дискуссии и практических занятий по предмету. В условиях организации внеучебного времени социально ориентирующие, позиционно и деятельностно закрепляющие технологии проведения фольклорной экспедиции и организации научной работы студентов, постановки концертной и лекторско-просветительной программы. В процессе самоорганизации студентами предметно-познавательной деятельности педагогу важно планировать субъектно и рефлексивно активизирующие технологии самоподготовки к семинарскому и практическому занятию, выполнению студентами творческого проекта, обработки и анализа произведений фольклора. ^ Применение образовательных мировоззренчески развивающих технологий призвано практически обеспечивать диалоговый принцип в творческих взаимодействиях педагога и студентов, студентов в учебной группе, студентов и общественности (пожилых людей-носителей народных традиций, концертных зрителей, слушателей просветительной лекции и т.д.). Это как раз и закрепляет социокультурную направленность, коммуникативные и творческие качества личности, развивает чувство личной сопричастности обучающихся духовным традициям российской культуры. Акмеолого-развивающий план обучения включает выработку самими студентами активной субъектной позиции в отношении защиты и пропаганды отечественных культурных ценностей. В процессе освоения гуманитарных дисциплин это обеспечивается сознательно мотивированной и активной включённостью обучающихся в различные виды учебной, внеучебной и самообразовательной работы по предмету. В ходе их выполнения будущий специалист получает возможность развивать способность к самостоятельному планированию своих ответственных действий и творческих взаимодействий в культуро-сберегающем ключе, творчески самоутверждаться в этом. Контрольно-оценочный этап педагогической модели развития МКЛ предполагал диагностический контроль качественных изменений в социально-психологической структуры МКЛ, адекватную педагогическую оценку Р 119 как полученных мировоззренчески значимых результатов обучения, так и эффективности организации мировоззренчески развивающей учебной деятельности студентов. Одновременно с этим — наличие самоконтроля, самодиагностики и адекватной самооценки студентами формирующихся у них мировоззренческих новообразований. На основе адекватного контроля преподавателем и персонального самоконтроля организуются затем педагогическая коррекция и самокоррекция будущими специалистами зафиксированного уровня МКЛ. В организации корректирующих действий и мер учитываются как индивидуальные способ^ ности (интеллектуальных, коммуникативных, творческих) обучающихся, так и задачи достижения единства в проявлениях ценностного сознания, активного самосознания и социально осмысленного поведения личности в условиях обучения. Педагогическими средствами при этом выступают опережающее и текущее мировоззренчески направленное консультирование студентов, ценностно ориентирующие установочные лекции и беседы преподавателя в условиях очного и заочного изучения гуманитарной дисциплины. Одновременно с этим собственные мировоззренчески развивающие стратегии и планы, вырабатываемые студентами в рамках применения технологий, организующих самообразовательную деятельность обучающихся. Таким образом, в итоге системно-целостного проектирования разработана обоснованная педагогическая модель влияния на процесс становления МКЛ будущего специалиста социокультурной сферы в условиях гуманитарного обучения в вузе, представленная на Схеме 2 (С. 120). Целевая комплексная программа реализации модели мировоззренчески развивающего обучения в условиях организации учебно-познавательной деятельности студентов будет представлена в следующем параграфе |