факультета «Социально-культурная деятельность» в изучении содержания учебных дисциплин «Празднично-обрядовая культура региона» «Народная художественная культура» «Художественная культура Волгоградской области». Студентам было предложено ответить на следующие вопросы: 0 какова роль народной художественной культуры в процессе формирования коммуникативной компетенции? 0 что побуждает лично Вас изучать национальную и региональную культуру страны? 0 как широко используются средства народного художественного творчества в достижении коммуникативной компетенции на межкультурной основе, в педагогическом процессе обучения будущих менеджеров социально-культурной деятельности? При оценке проявлений уровня освоения студентами национальнорегиональной художественной культуры мы исходили из теоретически выделенных показателей, позволяющих зафиксировать её реальную представленность в познавательно-профессиональной практике личности. Нами учитывались: Во-первых, целостность восприятия студентами традиций народного творчества в составе национальной культуры России, как показатель межкультурной компетенции личности. Во-вторых, — глубина эмоционально-личностного постижения и сопереживания российским духовно-культурным ценностям. В-третьих, — социально-нравственное осмысление студентами национально-культурных традиций, как показатель социального фактора в обучении студентов. В-четвёртых, — осознанность студентами профессиональнокоммуникативных задач по выявлению, освоению, сохранению, формированию и распространению народной художественной культуры (межкультурное взаимодействие). 128 |
79 При оценке проявлений уровня личностно-мировоззренческого освоения студентами русского народно-музыкального творчества мы исходили из теоретически выделенных показателей персональной мировоззренческой культуры, позволяющих зафиксировать её реальную представленность в познавательно-профессиональной практике личности. Нами учитывались, во-первых, целостность восприятия студентами традиций народного творчества в составе национальной культуры России, как показатель целостного мировосприятия личности. Во-вторых, — глубина эмоционально-личностного постижения и сопереживания российским духовно-культурным ценностям, как показатель мироощущения у студентов. Втретьих, — социально-нравственное осмысление студентами национальнокультурных традиций в их значении для формирования духовного облика современных граждан в условиях образования и самообразования личности, как показатель социально-направленного мироосмысления обучающихся. Вчетвёртых, — осознанность студентами профессионально-деятельностных задач по изучению и сбережению народной музыкальной культуры, выявляющая системность миропонимания. Наконец, в-пятых, — готовность к осуществлению этих задач в социуме, а также творческому преломлению знаний и умений по русскому народно-музыкальному искусству в персональной практике деятельности и общения, что свидетельствует о сформированной гибкого миропреобразования у будущих специалистов. В результате анализа полученных данных удалось выявить, что наиболее целостно, в качестве первоосновы отечественной национальной музыкальной культуры, воспринимают русское народное музыкальное творчество 38,46 % опрощенных. Эти же студенты видят в произведениях фольклора олицетворение души и характера русского человека, традиционные духовные установки народной этики. В то же время для 53,08 % опрошенных фольклор выступает лишь как частица прошлого, обладающая этнографической ценно |