заочной) и курса (младшего, старшего) вузовского обучения в рамках получаемой специальности. Исходя из этого, очевидна необходимость создания педагогических условий в процессе вузовского профессионального обучения, обеспечивающих формирование коммуникативной компетенции на межкультурной основе у студентов как основы социально-нравственной направленности поведения и творчески-активной деятельности специалистаменеджера в социокультурной сфере общества. Они должны обеспечить, вопервых, формирование коммуникативной компетенции на межкультурной основе в избранной профессиональной сфере и, во-вторых, дифференциацию содержания этого формирования в условиях очного и заочного обучения. Одновременно с этим, очевидна необходимость создания условий, стимулирующих процессы индивидуального развития и саморазвития личности в период овладения вузовской специальностью. Сравнительный анализ данных, полученных среди студентов, обнаружил более высокую направленность обучающихся очников на национально-культурное самоопределение, раскрытие широких творческих возможностей личности в процессе овладения специальностью в вузе, в то время как у заочников, уже работающих специалистов, наблюдается снижение проявлений индивидуальной активности и творческой инициативы личности в условиях практики в социокультурной сфере. Сравнение эмпирических данных также позволило зафиксировать позитивную динамику, которая наблюдается у студентов от младших к старшим курсам ВГИИК. Данная тенденция свидетельствует о существенном вкладе в формирование коммуникативной компетенции базовых и специальных культурологических и социогуманитарных знаний, приобретаемых будущими специалистами-менеджерами в условиях учебнопознавательной деятельности. Это подтверждается и высокой оценкой студентами влияния, оказанного изучением общегуманитарных и профилирующих вузовских специальных дисциплин как на профессиональное, так и в общекультурное становление их личности в вузе. 132 |
83 Однако, анализ ценностно-смысловых установок и ориентации опрошенных не позволяет констатировать их собственную персональную направленность на формирование мировоззренчески важных позиций культурного становления личности в условиях вузовской подготовки. Личные ценностные приоритеты, по нашей выборке, представляют витальные, экзистенциальные и утилитарно-прагматические ценности здоровье, семья, любовь, материальный достаток и жизненный комфорт, а также профессионально-значимая ценность — желание работать в избранной профессиональной сфере, в то время как ценности личной ответственности и духовно-нравственные идеалы входят у опрошенных лишь в периферию мировоззренческого ценностного ядра личности. При этом обнаружилась и низкая персональная направленность студентов, независимо от вуза, на мировоззренческое саморазвитие личности, на формирование у себя аналитических и проектировочных навыков, умений самообразования. Данные качества оказались слабо выражены и в деятельностно-поведенческой сфере опрошенных, хотя и были названы ими в числе необходимых для мировоззренческого самоопределения специалиста. Исходя из этого, очевидна необходимость создания специальных условий в процессе вузовского профессионального обучения, обеспечиваюш;их системное мировоззренческое развитие будущих специалистов за счёт единства в формировании ценностно-осмысленного содержания мировоззренческого сознания и самосознания личности, как основы социальнонравственной направленности поведения и творчески-активной деятельности специалиста в социокультурной сфере общества. Дифференцированный анализ данных по выборке студентов ОГРШК, ОГУ и курсантов ФАПСИ выявил различия в содержании мировоззренческой направленности и проявлениях жизненной позиции у опрошенных разных вузов. Так, курсанты более нацелены на мировоззренческое самоопределение посредством профессиональной самореализации и социального самоут 84 верждения личности и видят в избранной профессиональной сфере более реальные основы для проявления индивидуально-активной позиции специалиста, нежели студенты будущие специалисты СКС. Сравнительный анализ данных, полученных среди студентов, обнаружил более высокую направленность обучающихся-очников на персональное мировоззренческое и национально-культурное самоопределение, раскрытие щироких творческих возможностей личности в процессе овладения специальностью в вузе, в то время как у заочников, уже работающих специалистов, наблюдается снижение мировоззренческих проявлений индивидуальной активности и творческой инициативы личности в условиях практики в СКС. Следовательно, в процессе организации вузовской подготовки специалистов гуманитарного профиля требуются особые социально-педагогические условия. Они должны обеспечить, во-первых, поддержку мировоззренческой направленности студентов на творческое самоутверждение личности в избранной профессиональной сфере и, во-вторых, дифференциацию содержания этой поддержки в условиях очного и заочного обучения. Одновременно с этим, очевидна необходимость создания акмеолого-развивающих условий, стимулирующих процессы индивидуально-активного мировоззренческого развития и саморазвития личности в период овладения вузовской специальностью. Требуется стимулирование самостоятельности будущих специалистов в выработке и отстаивании личных ценностных убеждений, нравственных принципов и позиций персональной мировоззренческой культуры. Сравнение эмпирических данных также позволило зафиксировать позитивную динамику, которая наблюдается у студентов от младщих к старшим курсам ОГИИК и выявляет рост духовно-ценностных и социальноответственных позиций в МКЛ. Данная тенденция свидетельствует о существенном вкладе в развитие персональной духовно-мировоззренческой сферы базовых и специальных культурно-аксиологических и социогуманитарных знаний, приобретаемых будущими специалистами в условиях учебно-позна 85 вательной деятельности. Это подтверждается и высокой оценкой студентами влияния, оказанного изучением общегуманитарных и профилирующих вузовских спецдисциплин как на профессиональное, так и в общекультурное становление их личности в вузе. Однако, нами зафиксирована весьма низкая индивидуально-заинтересованная включённость обучающихся в формы учебной и внеучебной, равно как и самостоятельной познавательно-профессиональной деятельности (поисково-экспедиционной, научно-исследовательской, лекторско-просветительской и др.) в условиях вузовского обучения. В связи с этим объективно возникает необходимость проектирования и реализации вузовским преподавателем комплекса мировоззренчески развивающих образовательных технологий в процессе изучения студентами профилирующих курсов и дисциплин. Данные технологии призваны стимулировать активность персональной позиции обучающихся в отношении системного мировоззренческого саморазвития личности на основе ценностно-осмысленного усвоения знаний, выработки мировоззренческих убеждений и принципов, органичного «встраивания» их будущими специалистами в социально направленную и творчески активную профессиональную деятельность. Выводы по Главе 1 Проведённый теоретический анализ феноменов культуры и мировоззрения в философско-этическом, социологическом, культурологическом и психолого-педагогическом знании показал следующее. Мировоззренческая культура является фундаментальной, универсальной и целостной характеристикой личности. Фундаментальность МКЛ выявляется в высокой степени обобщённости, которую содержат мировоззренческие ориентиры гносеологические, ценностно-смысловые, социально-нравственные и др. в жизнедеятельности личности. Они обобщают видение окру |