Содержание этапов в работе с гуманитарным знанием: 1. Профессионально-коммуникативная рефлексия студентов изучаемого материала по следующим параметрам: > Целостность восприятия в широкой социально-исторической перспективе; > Осмысленные действия по конкретизации приоритетов при постановке и решении задач; > Позитивное отношение к культурному прошлому своего народа; > Осознанность в системе духовной культуры общества; > Осмысленность социальной значимости изучения данного материала для будущего специалиста-менеджера СКД; > Осмысленность персональной значимости изучения в плане личностного (духовно-нравственного) развития и своего профессионального роста. 2. Профессиональная идентификация личности с духовными традициями отечественной культуры, культурными ценностями народа. Для этого необходимо проанализировать в эмоционально-ценностном плане: > Отношение к культурным традициям в своей семье, в учебном коллективе (студентов, педагогов), подлинных носителей народных традиций; > Своё личное эмоциональное отношение и испытываемые чувства — гордости за родную культуру, личной сопричастности её традициям и ценностям, тревоги за судьбу российских народных традиций, своей духовной преемственности с ними и др. 3. Профессиональная позиция (конкретизируется посредством вопросов, активизирующих профессиональное самоопределение студентов): а) Чувствую ли я личную потребность сохранять традиции отечественной культуры? б) Знаю ли я основы межкультурной коммуникации? в) Способен ли я конкретизировать приоритеты при постановке и решении задач межкультурной коммуникации? |
127 Приведём в качестве примера описание образовательной технологии мировоззренческой самоактуализации личности в процессе овладения гуманитарным знанием. Цель технологии — актуализация мировоззренческого самоотношения личности, развитие способности к культурной саморегуляции поведения. Содержание этапов в работе с гуманитарным знанием: 1. Мировоззренческая рефлексия личностью изучаемого материала по следующим мировоззренческим параметрам: Целостность восприятия в широкой социально-исторической перспективе; Позитивное отношение к культурному прошлому своего народа; Осознанность в системе духовной культуры обпдества; Осмысленность социальной значимости изучения данного материала как для будущего специалиста гуманитарной сферы; Осмысленность персональной значимости изучения в плане личностного (духовно-нравственного) развития и своего профессионального роста. 2. Мировоззренческая идентификация личности с духовными традициями отечественной культуры, культурными ценностями народа. Для этого необходимо проанализировать в эмоционально-ценностном плане: Отношение к культурным традициям в своей семье, в учебном коллективе (студентов, педагогов), подлинных носителей народных традиций; Своё личное эмоциональное отношение и испытываемые чувства — гордости за родную культуру, личной сопричастности её традициям и ценностям, тревоги за судьбу региональных и локальных российских традиций, своей духовной преемственности с ними и др. 3. Мировоззренческая позиция (конкретизируется посредством вопросов, активизирующих самоотношение студентов): Чувствую ли я личную потребность сохранять традиции отечественной культуры? Осознаю ли я личную ответственность за поддержку и защиту культурных ценностей «малой родины» (региональных и локальных традиций, художественных промыслов, этнографических ценностей и др.)? Убеждён ли я в социальной и гуманистической значимости этой деятельности? Верю ли я в свои силы, в способность внести посильный творческий вклад в культуро-сберегаюшую деятельность в обществе? 4. Мировоззренческая готовность (конкретизируется посредством вопросов, стимулирующих поведенческую саморегуляцию студентов): Активен и добросовестен ли я в овладении гуманитарным знанием? Полно ли я реализую свои специальные и творческие способности в этом? С чем связаны мои реальные затруднения в познавательной деятельности? Какова моя готовность к применению гуманитарных знаний в профессиональной практике, в популяризаторской и пропагандистской работе? |