разностороннего овладения студентами «языком» культуры народа, стимулировалась выработка навыков творческого овладения обучающимися содержанием профилирующей дисциплины. Вместе с этим, в ходе выполнения студентами эвристических заданий для преподавателя было важно поддерживать ряд позиций. Во-первых, формирование коммуникативной компетенции на межкультурной основе предполагает глубокое изучение студентами исторических и этнографических закономерностей развития народной культуры и её важнейших духовных компонентов — традиций преемственности поколений в передаче произведений народного творчества. Во-вторых, — формировать практическую готовность будущих специалистов к творческому применению приобретённых знаний и умений в деятельности по анализу, оценке и систематизации произведений и традиций фольклора. Для этого было особо важно при выполнении заданий стимулировать осмысление и оценку студентами личного вклада собирателей и исполнителей фольклора, современных исследователей и носителей народных традиций в деятельность по сохранению и приумножению духовной культуры общества. Включение творческих заданий в содержание учебного материала и затем погружение обучающихся в процесс его практически направленного освоения, затрагивающего при этом их личные интересы, цели и смыслы, позволяет преподавателю, во-первых — организовать самостоятельную работу студентов по творчески-активизирующему овладению традициями народной культуры. Во-вторых, — идти в ходе освоения студентами содержания учебного предмета от широких творческих и продуктивных задач, выполняющих интегрирующую функцию, к репродуктивным и 156 |
134 НОЙ деятельности студентов в ситуациях творческого сотрудничества между субъектами учебно-воспитательного процесса. В акмеолого-личностном плане это проявляется в активном саморазвитии у будущих специалистов личностно-ценностных, широких социальных и творческих мотивов освоения мировоззренчески ориентирующего учебного материала. Неотъемлемым организационно-методическим условием акмеоразвития является представление содержания дисциплины для обучающихся в виде творческих эвристических задач и заданий. В процессе решения их как раз и происходят ценностно направленные изменения в компонентах социальнопсихологической структуры МКЛ, равно как и в целостной мировоззренчески познавательной деятельности студентов. Исходя из этого, специальные задания по каждому из технологически выстроенных этапов освоения русского народно-музыкального творчества выполнялись методом «погружения» личности в процесс творческого разрешения задач и в ценностно-смысловой контекст изучаемого материала. На основе такого «погружения» формировались профессионально и социально направленные мотивы разностороннего овладения студентами «языком» культуры своего народа, стимулировалась выработка навыков творческого овладения обучающимися содержанием профилирующей дисциплины. Вместе с этим, в ходе выполнения студентами эвристических заданий для преподавателя было важно поддерживать ряд позиций. Во-первых, формирование мировоззренческого сознания личности на основе научного миропонимания и широкого социокультурного мироосмысления студентами исторических и этнографических закономерностей развития русской народной культуры и её важнейших духовных компонентов — традиций преемственности поколений в передаче произведений народного музыкального творчества. Во-вторых, — формировать практическую готовность будущих специалистов к творческому применению приобретённых знаний и умений в деятельности по анализу, оценке и систематизации произведений и традиций фольклора на 135 основе актуализации эмоционально-ценностного переживания духовных традиций народа в мировоззренческом самосознании личности. Для этого было особо важно при выполнении заданий стимулировать осмысление и оценку студентами личного вклада собирателей и исполнителей народной песни, современных исследователей и носителей народных традиций в деятельность по сохранению и приумножению духовной культуры общества. Приведём в качестве примера виды разработанных заданий. Задания на развитие позитивного и рефлексивного мировосприятия, социальнои духовно-нравственного осмысления мира 1. Поразмышляйте (в форме эссе) над любым по выбору из ниже приведённых высказываний великих людей о народной песне: а) Русская песня русская история (М. Горький). б) Музыку создаёт народ, а мы, композиторы, только аранжируем её (М. Глинка). в) Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит (М. Джалиль). г) Человек, если помнит главные песни своего народа, никогда не перестанет быть его настоящим сыном (А. Николаев). 2. Напишите сочинение-размышление на одну из тем: а) Современный специалист гуманитарного профиля: задачи деятельности и личные качества. б) — Народная песня в жизни человека (по материалам встреч и бесед с народными исполнителями фольклора). Традиции народного пения (игры на инструментах) в моей семье. в) Жанр народной песни, наиболее заинтересовавший меня. — Моя любимая народная песня (Любимая народная песня моей семьи). 3. Прокомментируйте в виде мини-сочинения какую-либо из ниже приведённых русских народных пословиц и поговорок о песне и пении. Какие черты образа жизни людей и характера человека в них отраж:ены? а) Одному не спеть, а артелью легче. б) Красна сказка складом, а песня ладом. в) У певца душа долгая. Задания на развитие аналитико-синтетических способностей к целостному миропониманию, системному мировосприятию 1. Подготовить реферат на одну из тем: а) Собиратель фольклора : деятельность и личностный портрет (на примере ж:изни и деятельности какого-либо фольклориста, любителя или профессионала). 136 б) Исполнительница (исполнитель) народных песен : личность и творчество (на примере эюнзни и творческой деятельности какого-либо певца, любителя или профессионала). в) Русское народное музыкальное творчество как средство нравственноэстетического (духовно-патриотического) воспитания младших школьников (подростков, юношества). г) Национальный характер и его отражение в народной музыке (сравнительный анализ музыкальных традиций народов мира). д) Творческие принципы песенного фольклора и их взаимосвязь с образом жизни людей (сравнительный анализ музыкальных традиций народов). Задания на развитие диалектических и логических навыков миропонимания, исследовательских умений в преобразовательной деятельности в социуме 1. Написать аналитическую письменную работу на одну из тем: а) Современное состояние локальной певческой традиции ... района (села, деревни) ... области (по материалам личных экспедиционных исследований). б) Целостный анализ песенной традиции ...района (села, деревни) ... области (включая историко-этнографический и жанрово-стилистический анализ). в) Эволюционно-стилистичекий анализ жанра календарной (лирической, исторической и т.д.) народной песни (на основе сравнительного анализа опубликованных образцов песенного творчества и самостоятельно сделанных записей фольклора). г) Проблемы изучения жанра календарной (лирической, исторической и т.д.) народной песни (сопоставительный теоретико-эмпирический анализ, включая собственные фольклорные записи). Включение творческих заданий в содержание мировоззренчески ориентирующего учебного материала и затем погружение обучающихся в процесс его практически направленного освоения, затрагивающего при этом их личные интересы, цели и смыслы, позволяет преподавателю, во-первых — организовать самостоятельную работу студентов по творчески-активизирующему овладению традициями народной культуры. Во-вторых, — идти в ходе освоения студентами содержания учебного предмета от широких творческих и продуктивных задач, выполняющих интегрирующую мировоззренческую функцию, к репродуктивным и узко специализированным задачам. В результате усвоение узко профессиональных задач происходит в контексте решения творческих заданий, за меньшие временные сроки и подчиняется общей цели — мировоззренческого личностного развития будущих специалистов гумани |