научной работе студентов, творческих студенческих конференциях и т. д.). отмечена не только стабилизация и убедительный рост. Снижение рассматриваемой оценки на третьем этапе можно объяснить более дифференцированным и критичным подходом студентов к своей компетентности в условиях применения технологий и форм самоорганизации учебного времени. Вместе с тем, данный показатель можно расценить и как стабилизацию отношения студентов к курсу НХК, оцененному ими в целом в 2 раза выше, чем студентами контрольных групп. По итогам опытной работы зафиксирован рост численности студентов с высоким уровнем коммуникативной компетенции, духовно сопричастных российской культуре, эмоционально удовлетворённых личным обращением к отечественным культурным ценностям. Это свидетельствует о накоплении у будущих специалистов-менеджеров социокультурной сферы нового опыта конструктивного умонастроения, системного видения и практического участия в межкультурном диалоге, что как раз и подтверждает успешное формирование профессионально-коммуникативной компетентности на межкультурной основе. Итак, результаты экспериментального обучения свидетельствуют: педагогическое проектирование через предложенные педагогические условия формирует у будущих менеджеров СКД коммуникативную компетенцию в соответствии с разработанными критериями оценки: была осознана профессиональная необходимость обретения коммуникативной, в том числе и межкультурной компетенции; сформировано понимание необходимости умения выработки своего ролевого и коммуникативного поведения в профессиональных ситуациях, значимых для принятия управленческих решений в СКД; разработан комплекс знаний о правилах профессионального поведения в конкретной социально-культурной среде как вербального, так и 167 |
148 личности в социокультурной деятельности. Переместились в пояс ценностного ядра духовно-нравственные ценности в их значении для обучающихся: личная ответственность специалиста за свои действия и поступки, ценностная ориентация на традиции народа и патриотические идеалы личности. Позитивная в целом оценка студентами вклада освоения ими гуманитарной дисциплины «Русское народное музыкальное творчество» в личностное развитие их как будущих специалистов гуманитарного профиля представлена в Таблице 13. Таблица 13 Динамика влияния изучения русского народно-музыкального творчества на становление личности специалиста в ходе опытной работы в самооценке студентов (в %) Становление личности 1. Профессиональное 2. Общекультурное 3. Мировоззренческое Динамика мнений студентов в ходе опытной работы В начале ЭГ (55 чел.) % 70,91 43,63 34,55 КГ (50 чел.) % 72,00 46,00 36,00 В середине ЭК (55 чел.) % 69,09 49,09 83,64 КГ (50 чел.) % 84,00 38,00 44,00 По окончании ЭГ (55 чел.) % 83,64 47,27 67,27 КГ (50 чел.) % 88,00 46,00 34,00 Как видно из Таблицы 13, оценка студентами влияния данной дисциплины на мировоззренческое становление их личности интенсивно возросла (в 2,5 раза по сравнению с началом обучения) к концу второго этапа (мировоззренчески-закрепляющего) её освоения в условиях активного использования преподавателем форм групповой творческой работы в учебном коллективе и применения образовательных технологий организации внеучебного времени будущих специалистов (фольклорных экспедициях, научной работе студентов, творческих студенческих конференциях и т.д.). Снижение рассматриваемой оценки на третьем этапе (мировоззренчески-корректирующем) можно объяснить более дифференцированным и критичным подходом студентов к персональному мировоззренческому саморазвитию в условиях применения технологий и форм самоорганизации учебного времени, с одной стороны, и дифференцированной мировоззренчески координирующей поддержки, оказанной обучающимся педагогом, с другой. Вместе с тем, данный показа 149 тель можно расценить и как стабилизацию отношения студентов к учебному предмету, оцененному ими в мировоззренчески развивающем личность плане в целом в 2 раза выше, чем студентами контрольных групп. Таким образом, по итогам опытной работы (См.Таблицу 14, С. 150) зафиксирован рост численности студентов с высоким уровнем мировосприятия и миропонимания (на 47,1%), духовно сопричастных российской культуре (на 53,5%), эмоционально удовлетворённых личным обращением к отечественным культурным ценностям (на 54,7%). Это свидетельствует о накоплении у будущих специалистов гуманитарной (социокультурной) сферы нового опыта — конструктивного умонастроения, системного видения и практического участия в межкультурном диалоге, что как раз и подтверждает успешное развитие МКЛ в условиях вузовского гуманитарного обучения. Как видно из Таблицы 14, становление МКЛ у будущих специалистов гуманитарного профиля проявилось в сформировавшейся у них осмысленной социокультурной направленности деятельности, активной и ответственной позиции личности в отношении сохранения российских духовных традиций, готовности к творческой самореализации профессиональных знаний о народной духовной культуре и умений её изучения и распространения в социуме. А это как раз и свидетельствует об адекватном социальном и профессиональном самоопределении и национально-культурной самоидентификации личности в условиях обучения. При этом особо важна позитивная самооценка студентами умений совершенствования личности на духовнопатриотической основе и формирование у них персональной готовности воспитывать молодое поколение на основе духовных традиций и нравственных идеалов родной культуры. Таким образом, в опытной работы был подтверждён комплекс педагогических условий и технологий обучения, способствующих успешности процесса становления МКЛ в ходе гуманитарно-профильного обучения в вузе. |