что специфично для целостности» (8, с. 51). А.Д. Урсул применяет данный термин для характеристики процессов взаимосвязи ранее автономных элементов в те или иные совокупности (170, с. 113; 171, с. 105). Уже не просто взаимосвязь, а «...рост числа и интенсивности взаимосвязей и отношений между элементами определенной системы» понимает под интеграцией Г. Парлей (177, с. 64), тем самым, дополняя и конкретизируя предыдущее определение. Вводя новый термин «интегративное взаимодействие», Э.С* Маркарян предлагает понимать под ним «... особый вид взаимодействия, ведущий к сближению частей» (106, с. 27). Признаком движения и развития дополняет интегративный процесс Г..И Павелыш, отмечая: «... при этом могут проявляться новые формы взаимодействия, т.е. формы, которых не было в прежней истории этой системы» (61, с. 27-29). Анализируя сущность интеграции наук и научных знаний в философском понимании этой проблемы, М.Г. Чепиков определяет ее как «... всеусиливающуюся взаимосвязь наук и научных знаний, взаимодействие посредством широкого использования общих (порой заимствованных друг у друга) идей, средств, приемов и т.д. исследования окружающей действительности, ... уплотнение (конденсация) знаний в определенно сложившихся и постоянно совершенствующихся формах познания и выражения познанного» (179, с. 63). Многие авторы (Э.С. Маркарян (106), Г.И. Павелыш (61), М.Г. Чепиков (179), а также составители «Словаря иностранных слов» (160)) при исследовании вопросов интеграционного взаимодействия наук приходят к выводу, что не любое из междисциплинарных исследований комплексных проблем обязательно тождественно интеграционному взаимодействию наук, так как в таком взаимодействии наук должно соблюдаться определенное условие: «наличие у разных областей знания общих научно-исследовательских задач, целей» (61, с. 126), а отличительной чертой научно-интегративных 14 |
рактеристики процессов взаимосвязи ранее автономных элементов в те или иные совокупности (204, с. 113; 205, с. 105). Уже не просто взаимосвязь, а рост числа и интенсивности взаимосвязей и отношений между элементами определенной системы” понимает под интеграцией Г. Парлей (212, с. 64), тем самым дополняя и конкретизируя предыдущее определение. Вводя новый термин “интегративное взаимодействие”, Э.С. Маркарян предлагает понимать под ним “... особый вид взаимодействия, ведущий к сближению частей (132, с. 27). Признаком движения и развития дополняет интегративный процесс Г. Павельциг и, что очень важно, отмечает:“... при этом могут проявляться новые формы взаимодействия, т.е. формы, которых не было в прежней истории этой системы” (83, с. 27-29). Так как “педагогическая интеграция” — это разновидность научной интеграции, осуществляемой в рамках педагогической теории и практики, нас заинтересовала философская интерпретация понятий “интеграция наук”, “интеграция научных знаний”. Так, анализируя сущность интеграции наук и научных знаний в философском понимании этой проблемы, М.Г. Чегтиков определяет ее как “... всеусиливающуюся взаимосвязь наук и научных знаний, взаимодействие посредством широкого использования общих (порой заимствованных друг у друга) идей, средств, приемов и т.д. исследования окружающей действительности, ... уплотнение (конденсация) знаний в определенно сложившихся и постоянно совершенствующихся формах познания и выражения познанного” (218, с. 63). Многие авторы (Э.С. Маркарян (132), Г. Павельциг (83), В. Урбанек (83), М.Г. Чепиков (218), а также в экономическом определении интеграции, данном в “Словаре иностранных слов”(192)) при исследовании вопросов интеграционного взаимодействия наук приходят к выводу, что не любое из междисциплинарных исследований комплексных проблем обязательно тождест18 венно интеграционному взаимодействию наук, так как в таком взаимодействии наук должно соблюдаться определенное условие: “наличие у разных областей знания общих научно-исследовательских задач, целей” (83, с. {26), а отличительной чертой научно-интегративных исследований является выработка качественно новой, общей для включенных в процесс взаимодействия наук системы познавательных средств (132, с. 29). Не смотря на то, что по некоторым вопросам, например в отношении форм, путей осуществления интеграции у ученых-философов не сложилось единого мнения, большинство авторов — Б.М. Кедров (96; 97), П.Н. Федосеев (209), И.А. Акчурин (5)и др., сходятся в том, что интеграция наук обусловлена современным развитием науки и представляет собой качественно новую форму их взаимодействия. Итак, есть все основания считать интеграционные процессы магистральной линией развития всей современной науки. В настоящее время по своему объему понятие интеграции выходит за рамки отдельных наук и фактически имеет общенаучный характер. Анализируя философские определения общего понятия «интеграция», «интеграция науки и научных знаний», можно заметить, что ученые, для характеристики этих понятий опираются на такие термины, как “система”, “связи”, “целостность”, “элементы”, “компоненты”, привнесенными из теории систем. Л.А. Седов так и говорит, что “интеграция — понятие теории систем” (27, с. 307). Ученые различают системы разных видов, от суммативных до целостных. Так, В.Г. Афанасьев (7) находит различие между ними в “феномене интеграции”. Действительно, если целостность, как отмечает Г.Ф. Федорец (207, с. 9),“... служит для обозначения качеств и свойств, не присущих отдельным частям системы, а возникающих как синтетический результат взаимодействия этих частей”, а с точки зрения диалектики “... дает возможность понять многообразие не только в его единст19 |