состояние тесной взаимосвязи, взаимозависимости между частями объединенной системы (В.Г. Афанасьев (7), Б.М. Кедров (72), и др.); результат взаимодействия элементов системы, ведущей к их полному объединению и появлению новых, не присущих им ранее «интегративных свойств» (Э.С. Маркарян (106), П.Н. Федосеев (175) и др.). Особое место в общей теории интеграции занимает вопрос интеграции научного знания. Это направление развито отечественными философами Акчуриным И.А., Кедровым Б.М., Маркарян Э.С., Федосеевым П.Н., Чепиковым М.Г. и др. Отправной точкой в нем служит сходство взглядов на основные предпосылки данного явления. К ним относятся материальное единство мира, всеобщая связь и изоморфизм структур в качественно разнообразных объектах, высокий уровень развития науки и техники и т.д. В качестве необходимого условия интеграции авторы называют наличие у разных областей интегрируемых знаний общих научно-исследовательских задач и целей; выработку новой, общей для включенных в процесс взаимодействия наук системы познавательных средств. Анализ феномена интеграции в области философского знания позволяет сделать вывод, что проблема интеграции в философии является довольно молодой с точки зрения ее планомерного исследования, хотя вопросы об объединении наук обсуждались еще в античные времена. Несмотря на столь непродолжительный период изучения проблемы, ученые смогли дать определение понятию «интеграция», выяснили сущность этого явления, причины, признаки, пути и формы, функции и уровни интеграции. Все это является важной основой для дальнейших исследований в теории и внедрения в практику интеграционных процессов, которые ведут к более глубокому изучению данной проблемы. Осмысление теоретических основ философской концепции интеграции послужило основой для изучения интеграционных явлений в 21 |
состоит в глубоком единстве и взаимообусловленности обеих тенденций: чем дальше сейчас идет дифференциация и разветвление наук, тем более слитным, цельным становится современное знание. Б.М. Кедров (96; 97) объясняет это тем, что возникшие в последнее время новые науки ликвидируют ранее существовавшие между ними границы. Существует мнение, что дифференциация всегда выступает как форма интеграции и наоборот (22). Следовательно, можно сделать вывод: интеграция всегда взаимосвязана с дезинтеграцией или дифференциацией. , Таким образом, на примере интеграции мы имеем дело со сложным, полифункциональным понятием, способным нести различную смысловую нагрузку в зависимости от вида харакгеризуемого явления. Налицо многоплановость трактовки этого понятия в философской литературе. Большинство авторов выделяют лишь одну из существенных сторон его функционирования. А именно: интеграция рассматривается как: •процесс установления связей между разрозненными прежде элементами, ведущий к образованию некоторой целостности (Н И. Кондаков (103), ВТ. Левин (119), Г.Н. Маринко (184), Г. Павельциг (83), А.Д. Урсул (205) и др); •состояние тесной взаимосвязи, взаимозависимости между частями объединенной системы (В.Г. Афанасьев (7), Б.М. Кедров (83), Г. Парлей (212) и др); •результат взаимодействия элементов системы, ведущей к их полному объединению и появлению новых, не присущих им ранее “интегративных свойств” (И.Г. Герасимов (40), Э.С. Маркарян (132), П.Н. Федосеев (209) и др.). Обобщенно философские взгляды на формы и признаки интеграции мы представили в таблицах 1 и 2. 25 частями могут возникать новые формы взаимодействия. Указанные признаки могут дополняться в зависимости от конкретного случая. ) Особое место в теории интеграции занимает вопрос интеграции научного знания. Это направление развито отечественными философами Акчуриным И.А., Кедровым Б.М., Маркаряном Э.С., Федосеевым П.Н., Фроловым И.Т., Чепиковым М.Г. и др. Отправной точкой в нем служит сходство взглядов на основные предпосылки данного явления. К ним относятся материальное единство мира, всеобщая связь и изоморфизм структур в качественно разнообразных объектах, высокий уровень развития науки и техники и т.д. В качестве необходимого условия интеграции авторы называют наличие у разных областей интегрируемых знаний общих научноисследовательских задач и целей; выработку новой, общей для включенных в процесс взаимодействия наук системы познавательных средств. Анализ феномена интеграции в области философского знания позволяет сделать вывод, что проблема интеграции в философии является довольно молодой с точки зрения ее планомерного исследования, хотя вопросы об объединении наук обсуждались еще в античные времена. Несмотря на столь непродолжительный период изучения проблемы, ученые смогли дать определение понятию “интеграция”, выяснили сущность этого явления, причины, признаки, пути и формы, функции и уровни интеграции. Все это является важной основой для дальнейших исследований в теории и внедрения в практику интеграционных процессов, которые ведут к более глубокому изучению данной проблемы. > Осмысление теоретических основ философской концепции интеграции послужило основой для изучения интеграционных явлений в психологии и педагогике. Основная цель обучения на интегративной основе дать целостное 29 |