от низшего к высшему в познании человеческой индивидуальности. Он позволяет преодолеть сводимость законов одной подсистемы к другой и представить большую систему «человек-общество» как единство специфических инвариантов со всеми вытекающими отсюда последствиями. В аналитической психологии (55, с. 95) интеграция рассматривается как процесс, с помощью которого части соединяются в целое; на личностном уровне состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое. Основоположник этого направления глубинной психологии К.Г. Юнг использовал этот термин трояко: как описание (или даже диагноз) психологической ситуации индивида. Она подразумевает обследование взаимодействия сознания и бессознательного, мужской и женской составляющей личности, различных пар противоположностей...; как подпроцесс индивидуации (психологической дифференциации) — интеграция создает основу для индивидуации, и как следствие, интеграция может привести к чувству целостное™ в результате соединения воедино различных аспектов личности; как стадию развития, типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия (описанные в п.1) достигают определенного равновесия. Как видим, психологи придают большое значение интегративным процессам в психофизиологическом механизме поэтапного перехода сведений из внешнего плана во внутренний умственный план, в механизме синтеза знаний, в особенностях свойств мышления, в познании человеческой индивидуальности, в процессе становления индивидуальности и описании психологической ситуации индивида. Научные исследования в области психологии дают нам возможность 29 |
учеными выделить интегративные, системные, стержневые целостные свойства личности, интегративные способы деятельности. Например, П.М. Якобсон (227, с. 147) разграничивает стержневые, фундаментальные свойства личности и свойства, хотя и важные для характеристики конкретного облика личности, но не определяющие основную направленность ее поведения в целом. Автор отмечает, что, возможно, дело формирования личности заключаегся как раз в том, чтобы в растущем человеке выделились основные направляющие линии его становления, а он, исходя из круга стержневых свойств, сумеет переработать и освоить все многообразные воздействия, невольно создавая психологические барьеры нечувствительности к тому, что не отвечает ведущим началам его личности. Эта идея получила свое дальнейшее развитие в Эстонии (87, с. 12), где учеными были исследованы некоторые интегральные свойства личности и высказано предположение, что в ходе учебно-воспитательного процесса в первую очередь следует развивать те способности и свойства личности, которые являются факторами формирования ее интегральных качеств. Идеи интеграции заложены в основе концепции “интегральной индивидуальности”, разработанной В.С. Мерлиным (140). Именно на основе интегратизма, как научного направления в противовес редукционизму, автор постулирует изучение человека во взаимовлиянии и взаимообогащении его составляющих компонентов. Интегратизм, согласно последователям данной концепции (18, с. 50),основной путь восхождения от низшего к высшему в познании человеческой индивидуальности. Он позволяет преодолеть сводимость законов одной подсистемы к другой и представить большую систему “человек-общество” как единство специфических инвариантов со всеми вытекающими отсюда последствиями. В аналитической психологии (74, с.95) интеграция рассматривается 38 как процесс, с помощью которого части соединяются в целое; на личностном уровне состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое. Основоположник этого направления глубинной психологии К.Г. Юнг использовал этот термин трояко: 1) как описание (или даже диагноз) психологической ситуации индивида. Она подразумевает обследование взаимодействия сознания и бессознательного, мужской и женской составляющей личности, различных пар противоположностей...; 2) как подпроцесс индивидуации (психологической дифференциации — интеграция создает основу для тщивидуации, и как следствие, интеграция может привести к чувству целостности в результате соединения воедино различных аспектов личности; 3) как стадию развития, типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия (описанные в п.1) достигают определенного равновесия. Как видим, психологи придают большое значение интегративным процессам в психофизиологическом механизме поэтапного перехода сведений из внешнег о плана во внутренний умственный план, в механизме синтеза знаний, в особенностях свойств детского мышления, в познании человеческой индивидуальности, в процессе становления индивидуальности и описании психологической ситуации индивида. Научные исследования в области психологии дают нам возможность утверждать, что обучение, построенное на идеях интеграции не только возможно, но и обоснованно необходимо, особенно для детей младшего школьного возраста. Как показал анализ литературы, на сегодняшний день ни в одном педагогическом словаре, педагогической энциклопедии или справочнике нет сформулированного определения понятия “интеграция”, хотя в педагогической, методической литературе широко используется очень большое коли39 |