кальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам и т.д. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. На каждом этапе развития общества понятие «налог» все более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом, а также с парадигмой развития самой финансовой науки. Общество в зависимости от уровня своего экономического благополучия и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию. По мере развития и усложнения экономических и общественных отношений государство расширяет участие в жизни граждан, его расходы возрастают, а потому оно вынуждено изыскивать пути получения дополнительных доходов. В силу того, что для существования власти доходов от эксплуатации собственности совершенно недостаточно, а самосознание населения уже настолько высоко, что силовое изъятие необходимых казне денег невозможно, возникают теории, объясняющие и, более того, оправдывающие налогообложение. Эти теории получили название индивидуалистических и основывались на идее невмешательства государства в экономику. Сначала определение налога и его обоснование дала так называемая теория обмена, а затем теория страхования, в соответствии с которыми индивидуум, уплачивая налог, либо приобретает определенные блага у государства (теория обмена), либо страхует себя от рисков, возникающих при владении чем-либо (теория страхования). И в том, и в другом случае налогоплательщик не просто жертвует власти часть своего имущества, а приобретает определенные выгоды. В основе этих теорий лежит представление о договорном происхождении государства. В соответствии с теорией полицейского государства, разработанной X. Вольфом (1679-1754), вся деятельность государства определяется нравствен |
На фундаменте философского смысла налогового отношения как одного из процессов жизнеобеспечения общества развилась особая сфера экономической сущности налогообложения. Экономическая сущность налога определяется всей системой производственных отношений (производством, распределением, обменом и потреблением). Экономические отношения и связи не могут заимствоваться из предыдущих социально-экономических систем и не должны импортироваться с запада. Исследование сущности налога должно происходить не только в качестве объективной экономической категории, но и в качестве конкретной формы правовых взаимоотношений налогоплательщиков с государством. Налоги это категория не только экономическая и правовая, но и социальная. Налоги это и форма отражения общественного сознания, поэтому налоги и налоговая система должны учитывать и менталитет нации, и этику отношений, и психологию личности. Каждую экономическую категорию на поверхности экономической действительности представляют тс или иные формы. Исследование правовых налоговых форм обращает нас теории государства и права. Основу методологических исследований налоговых проблем определяют совокупные положения экономических законов и законов, сформулировшшых наукой о государстве и праве. С этих позиций обосновываются состав и структура налоговых правоотношений. В первую очередь, правовая сущность налогов связана с существованием государства. Именно оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. На каждом этапе развития общества понятие «налог» вес более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом, парадигмой развития и самой финансовой науки. Общество в зависимости от уровня своего экономического благополучия и степени политической зрелости пришшаст в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию. Практически до конца XX века налог являлся индивидуально безэквивалстгтньгмвзиманием денежных средств, либо по праву сильного, либо по юридически закрепленному праву с целью формирования денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. Налог как конкретная форма принудительного изъятия части совокупного дохода общества в казну государства отражает все достоинства и недостатки конкретного экономического пространства и конкретной системы государственного устройства и управления. Такттм образом, можно сделать следующие выводы: 1.Налог исторически возникшая категория, опосредствующая процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (социализацию потребностей), обусловленная уровнем развития экономических отношений, степенью влияния государства на экономику, внедрением элементов i-ражданского общества и развитостью демократии. 2.Налоги по своей внутренней сути неотъемлемы от государства, развитие и изменение форм которого всегда сопровождалось преобразованием налоговых систем. 3. Несмотря на связь налогообложения и государства, исторически первопричиной существования налоговых отношений стала необходимость перераспределить часть доходов для удовлетворения общенациональных потребностей. Государство не должно рассматриваться как первопричина, исходное условие существования налога; оно лишь облекало перераспределительные отношения |