Поиски единых, универсальных нормативно-ценностных оснований человеческой культуры, общих для человечества потребностей и целей, которые были бы способны объединить многообразие культур в единое целое и дать надежную основу, гарантию их совместного существования и развития, служат сегодня точкой притяжения мировой философской мысли. В самом общем виде этот вопрос можно сформулировать так: возможно ли найти нечто общее универсальное в культурах различных народов, эпох; скрывается ли за антропологическим единством человечества единство аксиологическое, существует ли взаимная корреляция различных социальных, политических, религиозных доктрин, моральных и правовых систем. Наиболее острые споры вызывает тема существования нравственных универсалий в различных системах культуры. Нужно признать, что единый критерий нравственного общения может существовать лишь в том случае, если мы найдем в различных культурных системах, в системах нравственных общие нормы и принципы, имеющие значение и смысл для всех людей, распространенные в различных культурах и сохраняющие свое значение на протяжении всей истории развития человечества. Проблема критерия оказывается связанной с двумя моментами: универсальностью нравственных ценностей и их абсолютностью. Терминологическая путаница этих понятий ведет к искажению смысла высказываний, неадекватному пониманию того, о чем идет речь. Понятие универсальности, отражает всеобщность нравственных требований, их распространенность, императивность. Абсолютность же нравственных ценностей понимается в двух значениях. Первое связано с их исторической смысловой устойчивостью, второе с безусловностью применения. Оба аспекта универсальность и абсолютность находят свое воплощение в понятии «общечеловеческие нравственные ценности», в котором эти аспекты выступают в единстве. 101 |
тия, до включения ее в социум культуры, в круг человеческого общения. Это значит, что общество, ориентированное на приоритеты совершенствования личностного способа бытия, развитие социума «культуры» будет представлять собой «...законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы»80. •Итак, в результате исследования в целом, мы приходим к следующим выводам. Культура представляет собой особое измерение человеческого бытия, о каком бы его виде или форме ни шла речь, она есть процесс и результат опредмечивания человека как личности. В силу самоустремлснности человеческой деятельности культура является всеобщим определением всех форм человеческого труда, а не только духовной деятельности. 2.2. У ниверсальны е нормативно-ценностны е критерии оснований культуры Проблема нахождения единого критерия нравственного общения, способного служить основой для классификации нравственных норм общения, задача весьма сложная. В ней как в фокусе соединяются фундаментальные вопросы этики и теории культуры, понимание самой нравственности и сущности человеческой культуры. История философии не дает однозначного ответа на этот вопрос, а современная философия предлагает по этому поводу бесчисленное множество ответов. Поиски единых, универсальных нормативно-ценностных оснований человеческой культуры, общих для человечества потребностей и целей, которые были бы способны объединить многообразие культур в единое целое и дать надежную основу, гарантию их совместного существования и развития, служат сегодня точкой притяжения мировой философской мысли. В самом 80Там же. 66 общем виде этот вопрос можно сформулировать так: возможно ли найти нечто общее универсальное в культурах различных народов, эпох; скрывается ли за антропологическим единством человечества единство аксиологическое, существует ли взаимная корреляция различных социальных, политических, религиозных доктрин, моральных и правовых систем. Наиболее острые споры вызывает тема существования нравственных универсалий в различных системах культуры. Нужно признать, что единый критерий нравственного общения может существовать лишь в том случае, если мы найдем в различных культурных системах, в системах нравственных общие нормы и принципы, имеющие значение и смысл для всех людей, распространенные в различных культурах и сохраняющие свое значение на протяжении всей истории развития человечества. Проблема критерия оказывается связанной с двумя моментами: универсальностью нравственных ценностей и их абсолютностью. Терминологическая путаница этих понятий ведет к искажению смысла высказываний, неадекватному пониманию того, о чем идет речь. Понятие универсальности, отражает всеобщность нравственных требований, их распространенность, императивность. Абсолютность же нравственных ценностей понимается в двух значениях. Первое связано с их исторической смысловой устойчивостью, второе с безусловностью применения. Оба аспекта универсальность и абсолютность находят свое воплощение в понятии «общечеловеческие нравственные ценности», в котором эти аспекты выступают в единстве. Смысловое выделение критерия нравственного общения связано, прежде всего, с проблемой нравственных абсолютов, с относительностью или абсолютностью нравственных норм и принципов. Сравнительный анализ многообразных, противоречивых, подчас несовместимых культур служит посылкой для обоснования точек зрения как для сторонников признания существования общечеловеческих нравственных ценностей, так и для их противников. _В аргументации приверженцев понимания нравственных норм как цен67 |