критериев, проявляясь в виде переживания, самоощущения покинутости, беспомощности. Тезис об уникальности человека, о признании его единственным субъектом в существующем мире, несущем бремя полной, безраздельной личной ответственности, оказывается несовместимым с признанием абсолютов как таковых. «Пет объективного масштаба для отбора и выявления ценности, утверждает К. Ясперс, более того, вследствие многообразия исконной человеческой природы ее возможности пребывают в непримиримой борьбе»96. Ж.-П. Сартр, в свою очередь признает, что определенная форма морали универсальна, но само содержание морали меняется97. Идея относительности моральных ценностей прямо и последовательно изложена в концепции австрийского юриста Г. Кельзена. Он утверждает, что не существует абсолютной, единственно-действительной морали; хорошее или справедливое с точки зрения одного морального порядка не может считаться хорошим и справедливы при всех обстоятельствах; в разные времена у разных народов и даже у одного народа в разных сословиях, классах профессиональных группах действуют очень разные и противоречивые моральные системы. Ввиду этого невозможно выделить общий элемент в содержании разных моральных порядков. Например, идеал мира далеко не во всех моральных системах считается высшей ценностью, в некоторых, наоборот, война рассматривается как доблесть, долг, добро. Следуя логике рассуждения Г. Кельзена, единственным общим признаком для всех мыслимых моральных систем могут быть только социальные нормы, которые предусматривают определенное поведение людей в качестве должного. В итоге получается, что «общее для моральных систем их форма, долженствование, нормативный характер. Морально хорошее это то, что соответствует социальной норме, предусматривающей определенное 96 Ясперс К. Духовная ситуация времени. -М.: ИНИОН АН СССР.-1990.-С. 66. 97 Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм.//Сумерки богов. -М. -С..341. 105 |
невыразимой практике: «Оценки и действия могут основываться на стандартах, которые нельзя сформулировать заранее и которые вводятся самими же оценками /действиями/. Можно действовать вообще без каких-либо стандартов, следуя просто некоторым естественным склонностям».85 Этот иррациональный интуитивизм и позволяет, по мнению Фейерабенда, начать эру сотрудничества и мирного соревнования, приходящую на смену вражде, тем самым формулируется традиция общения между народами. Он выделяет два пути коллективного решения проблем, которые называет вынужденным взаимодействием и свободным взаимодействием. Первый характеризуется соответствием стандарту и традиции /прежде всего, рациональной/, избранной обществом в качестве базисной, невозможностью актов произвола и применения силы. Второй тем, что любое установление не навязывается, его можно изобрести; он не может опираться на некоторое единственное, частное кредо, например, только на рационализм или гуманизм. Отсутствие надежных моральных критериев и ориентиров явно прослеживается и в экзистенциализме, общая философская направленность которого несовместима с какими бы то ни было внешними абсолютами. Но и внутренняя интенциональность сознания, по сути, не дает содержательных критериев, проявляясь в виде переживания, самоощущения покинутости, беспомощности. Тезис об уникальности человека, о признании его единственным субъектом в существующем мире, несущем бремя полной, безраздельной личной ответственности, оказывается несовместимым с признанием абсолютов как таковых. «Нет объективного масштаба для отбора и выявления ценности, утверждает К. Ясперс, более того, вследствие многообразия исконной человеческой природы ее возможности пребывают в непримиримой борьбе»86. Ж.-П. Сартр, в свою очередь признает, что определенная фор87 ма морали универсальна, по само содержание морали меняется . 85Тамже. С.494. 86Ясперс К. Духовная ситуация времени. -М.: ИНИОН A II С С С Р,-!990.-С. 66. 87Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм.//Сумерки богов..-М.:-С..341. 70 Идея относительности моральных ценностей прямо и последовательно изложена в концепции австрийского юриста Г. Кельзена. Он утверждает, что не существует абсолютной, единственно-действительной морали; хорошее или справедливое с точки зрения одного морального порядка не может считаться хорошим и справедливы при всех обстоятельствах; в разные времена у разных народов и даже у одного народа в разных сословиях, классах профессиональных группах действуют очень разные и противоречивые моральные системы. Ввиду этого невозможно выделить общий элемент в содержании разных моральных порядковНапример, идеал мира далеко не во всех моральных системах считается высшей ценностью, в некоторых, наоборот, война рассматривается как доблесть, долг, добро. Следуя логике рассуждения Г. Кельзена, единственным общим признаком для всех мыслимых моральных систем могут быть только социальные нормы, которые предусматривают определенное поведение людей в качестве должного. В итоге получается, что «общее для моральных систем их форма, долженствование, нормативный характер. Морально хорошее это то, что соответствует социальной норме, предусматривающей определенное человеческое поведение; морально плооо хое это то, что противоречит такой норме» . Сравнительный анализ многообразных, подчас несовместимых развивающихся локальных культур3 историко-философских текстов, а также реальных событий истории дает нам образцы различных моральных систем. В самом деле, в одних и тех источниках содержаться зачастую прямо противоположные выказывания. Классическим примером тому является как Библия, так и Коран, изобилующие противоречивыми моментами. В обоих случаях насчитывается свыше двухсот таких противоречивых высказываний. Например, в Библии мы найдем апофеоз мира: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» /Мф 5:9/, а с другой стороны: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но 85 Чистое учение о праве Ганса Кельзена. // Сб. переводов. Вып. 1.М.: ИНИОН АН СССР.1987.93. 71 |