Проверяемый текст
Мартазанов Хажмурад Магомедович. Культурные основания социальных процессов (Диссертация 2009)
[стр. 106]

огромную разницу в обосновании нравственных абсолютов /антропологическое, культурологическое, космологическое, авторитарное и проч./, их объединяет общая идея: признание существования неких неизменных, общих нравственных норм и принципов, безусловное выполнение которых требуется при любых обстоятельствах.
Идея о нравственных элементах, входящих в самые различные культурные системы.
Своеобразным аргументом в пользу такого понимания нравственных ценностей служит проблема необходимости нахождения устойчивого критерия различия между добром и злом в оценке человеческой деятельности.
Так, например, профессор Гуэлского университета /Канада/ М.
Рьюз заявляет: «Я считаю, что, несмотря на существование очевидных различий между культурами, за этими различиями отчетливо можно заметить общую
основу человеческой морали».100 Он утверждает, что на субстантивном /или нормативном/ уровне моральные философии утверждают во многом одинаковые вещи.
Никто, к примеру, не думает, что нужно безжалостно относится к маленьким детям или бедствующим вдовам.
И с этим можно полностью согласиться.
Действительно, в любой моральной системе, в любой культуре можно выявить некие элементы, которые почти без всяких доказательств принимаются как само собой разумеющиеся элементы нравственного поведения, нравственных отношений.
Любопытен в этом смысле факт, что даже те исследователи, которые доказывают относительность, релятивность нравственных ценностей в своих рассуждениях, касающихся оценки тех или иных жизненных ситуаций, опираются именно на
те общие, безусловные гуманистические принципы, наличие которых отвергают в своих теоретических конструкциях.
Тот же П.
Фейерабенд, выступая против существования объективного критерия оценки для разграничения добра и зла
!0° Рьюз М.
Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление.// Вопросы философии.
-1989.-№8.-С.42.

107
[стр. 73]

меч».
/М ф.10:34-36/, т.е.
войну как метод насаждения определенных взглядов.
И оправдываемую из-за своих целей.
В истории человечества не только существовали разные системы морали, но и различные оценки одних и тех же феноменов.
Этот момент наглядно продемонстрирован в работе М.
Оссовской «Рыцарь и буржуа» на примере описания древнегреческих эпосов.
Она отмечает: «Известно, что оценка Спарты уже у современников редко бывала беспристрастной.
И Ксенофонт, и Платон, и Плутарх были, как мы знаем, ее почитателями, тогда как Аристо89 телю многое в ней не нравилось».
Главными опорами, на которых строятся модели релятивного понимания морали, являются: трудность нахождения объективного основания для самих ценностей, содержательного определения нравственных принципов и норм, обоснования их без обращения к идее Бога.
В противоположность релятивистам сторонники идеи существования абсолютных ценностей, единства духовной жизни человечества апеллируют к понятию общего в его содержательном, сущностном значении.
Несмотря на огромную разницу в обосновании нравственных абсолютов /антропологическое, культурологическое, космологическое, авторитарное и проч./, их объединяет общая идея: признание существования неких неизменных, общих нравственных норм и принципов, безусловное выполнение которых требуется при любых обстоятельствах.
Идея о нравственных элементах, входящих в самые различные культурные системы.
Своеобразным аргументом в пользу такого понимания нравственных ценностей служит проблема необходимости нахождения устойчивого критерия различия между добром и злом в оценке человеческой деятельности.
Так, например, профессор Гуэлского университета /Канада/ М.
Рьюз заявляет: «Я считаю, что, несмотря на существование очевидных различий между культурами, за этими различиями отчетливо можно заметить общую
S9Оссовская М.
Рыцарь ибуржуа.// Исследования по истории морали.
М.: Прогресс, 1987-.
С.
73.
72

[стр.,74]

основу человеческой морали».90 Он утверждает, что на субстантивном /или нормативном/ уровне моральные философии утверждают во многом одинаковые вещи.
Никто, к примеру, не думает, что нужно безжалостно относится к маленьким детям или бедствующим вдовам.
И с этим можно полностью согласиться.
Действительно, в любой моральной системе, в любой культуре можно выявить некие элементы, которые почти без всяких доказательств принимаются как само собой разумеющиеся элементы нравственного поведения, нравственных отношений.
Любопытен в этом смысле факт, что даже те исследователи, которые доказывают относительность, релятивность нравственных ценностей в своих рассуждениях, касающихся оценки тех или иных жизненных ситуаций, опираются именно на
тс общие, безусловные гуманистические принципы, наличие которых отвергают в своих теоретических конструкциях.
Тот же П.
Фейерабенд, выступая против существования объективного критерия оценки для разграничения добра и зла
отдает предпочтение свободному обществу, в котором существует уважительное отношение к партнеру, будь то отдельный индивид или целая культура.
Идея абсолютности нравственных ценностей заметное место занимает в творчестве немецкого философа Н.
Гартмана, который ввел разграничение между абсолютными ценностями и «эмпирическими переменными».
Относительны, по Н.
Гартману, не ценности как таковые, а исторические формы их существования.91 Эту идею он связывал с проблемой соотношения абсолютных идеальных ценностей и свободной воли, осуществляющей эти ценности.
По иному представлена эта проблема в работе П.
Тейяра де Шардена «Феномен человека».
В его понимании зло это разобщенность, постоянно преодолеваемая всем механизмом эволюции; только любовь, которая соединяет существа с их сутью, способна завершить существа как таковых, объе50Рыоз М.
Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление.// Вопросы философии, -1989,№8.-С.42.

91Гартман Н.
Эстетика.
М.: Изд.
иностр.лит.-1958.
73

[Back]