Проверяемый текст
Мартазанов Хажмурад Магомедович. Культурные основания социальных процессов (Диссертация 2009)
[стр. 107]

отдает предпочтение свободному обществу, в котором существует уважительное отношение к партнеру, будь то отдельный индивид или целая культура.
Идея абсолютности нравственных ценностей заметное место занимает в творчестве немецкого философа Н.
Гартмана, который ввел разграничение между абсолютными ценностями и «эмпирическими переменными».
Относительны, по Н.
Гартману, не ценности как таковые, а исторические формы их
существования.101 Эту идею он связывал с проблемой соотношения абсолютных идеальных ценностей и свободной воли, осуществляющей эти ценности.
По иному представлена эта проблема в работе П.
Тейяра де Шардена «Феномен человека».
В его понимании зло это разобщенность, постоянно преодолеваемая всем механизмом эволюции; только любовь, которая соединяет существа с их сутью, способна завершить существа как таковых,
объединив их.
«Мы часто полагаем, отмечает он, -что любовью мужа к жене, к своим детям, к своим друзьям и до некоторой степени к своей стране исчерпываются различные естественные формы любви.
Но в этом списке как раз отсутствует самая фундаментальная из форм страсти та, которая низвергает один за другим элементы и объединяет их в целое под напором замыкающегося универсума, и, следовательно, близость космическое
чувство».102 Универсальный центр объединения Омега всеобъемлющая любовь вид энергии рассматривается им как предшествующий и трансцендентный.
Для того чтобы примирить элемент и целое, единство и множество; индивидов и народы с человечеством, достаточно вообразить, что наша способность любить развивается до охвата всех людей и всей Земли.
В утверждении, что человек никогда не сумеет превзойти человека, объединяясь с самим собой, что нужно, чтобы существовало нечто сверхъестественное, трансцендентное осуществляющее единение без
101 Гартман Н.
Эстетика.
М.: Изд.
иностр.лит.-1958.

102 Тейяр де Шарден П.
Феномен человека.

-М.:Наука.-!987.С.210.
108
[стр. 74]

основу человеческой морали».90 Он утверждает, что на субстантивном /или нормативном/ уровне моральные философии утверждают во многом одинаковые вещи.
Никто, к примеру, не думает, что нужно безжалостно относится к маленьким детям или бедствующим вдовам.
И с этим можно полностью согласиться.
Действительно, в любой моральной системе, в любой культуре можно выявить некие элементы, которые почти без всяких доказательств принимаются как само собой разумеющиеся элементы нравственного поведения, нравственных отношений.
Любопытен в этом смысле факт, что даже те исследователи, которые доказывают относительность, релятивность нравственных ценностей в своих рассуждениях, касающихся оценки тех или иных жизненных ситуаций, опираются именно на тс общие, безусловные гуманистические принципы, наличие которых отвергают в своих теоретических конструкциях.
Тот же П.
Фейерабенд, выступая против существования объективного критерия оценки для разграничения добра и зла отдает предпочтение свободному обществу, в котором существует уважительное отношение к партнеру, будь то отдельный индивид или целая культура.
Идея абсолютности нравственных ценностей заметное место занимает в творчестве немецкого философа Н.
Гартмана, который ввел разграничение между абсолютными ценностями и «эмпирическими переменными».
Относительны, по Н.
Гартману, не ценности как таковые, а исторические формы их
существования.91 Эту идею он связывал с проблемой соотношения абсолютных идеальных ценностей и свободной воли, осуществляющей эти ценности.
По иному представлена эта проблема в работе П.
Тейяра де Шардена «Феномен человека».
В его понимании зло это разобщенность, постоянно преодолеваемая всем механизмом эволюции; только любовь, которая соединяет существа с их сутью, способна завершить существа как таковых,
объе50Рыоз М.
Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление.// Вопросы философии, -1989,№8.-С.42.
91Гартман Н.
Эстетика.
М.: Изд.
иностр.лит.-1958.

73

[стр.,75]

динив их.
«Мы часто полагаем, отмечает он, -что любовью мужа к жене, к своим детям, к своим друзьям и до некоторой степени к своей стране исчерпываются различные естественные формы любви.
Но в этом списке как раз отсутствует самая фундаментальная из форм страсти та, которая низвергает один за другим элементы и объединяет их в целое под напором замыкающегося универсума, и, следовательно, близость космическое
чувство».92 Универсальный центр объединения Омега всеобъемлющая любовь вид энергии рассматривается им как предшествующий и трансцендентный.
Для того чтобы примирить элемент и целое, единство и множество; индивидов и народы с человечеством, достаточно вообразить, что наша способность любить развивается до охвата всех людей и всей Земли.
В утверждении, что человек никогда не сумеет превзойти человека, объединяясь с самим собой, что нужно, чтобы существовало нечто сверхъестественное, трансцендентное осуществляющее единение без
смешения в этих идеях усматривается близость концепции Тейяра де Шардена христианской традиции,93 в которую тема абсолютов входит наиболее органичным образом.
Эта органичность связана прежде всего с онтологическим обоснованием нравственных ценностей идеей существования бога, тем, что «христианская этика должна быть универсальной и не может быть иной»94, с максимальной конкретностью библейских заповедей, приоритетом религиозных ценностей веры над ценностями нравственными и т.д.
Не случайно тема высшей, абсолютной ценности ценности любви занимает столь важное место в творчестве русских христианских философов конца XIX-начала XX века: В.М.
Соловьева, П.А.
Флорен9 5 т т ского и других.
И хотя приведенные точки зрения дают достаточно оснований причислить христианских философов к сторонникам идеи существования абсолютных ценностей, их взгляды имеют свою специфику, связанную 92Тейяр де Шарден П.
Феномен человека.

-М.:Иаука.-1987.-С..210.
93См.: Мень А.
О Тейяре де Шардене, //Вопросы философии.-1990.-№12.-С.89-100.
94Войтыла.
К.
Основание этики.// Вопросы философии,-1991.-№1.-С.55.
95 См.
Соловьев В.М.
Соч.в 2 т.-М.:Правда.-1989.; Флоренский П..А.
О духокной истине, т.1.М.1913.
74

[Back]